Высшее образование в Германии

Система образования в Германии имеет более сложную структуру, чем в России. Обычно различия происходят в школах, когда уже во время посещения детьми основной школы (Grundschule) дети выбирают, где они будут учиться далее: в реальной школе (Realschule) или гимназии (Gymnasium). Это, конечно, зависит от способностей учащихся. Гимназии дают доступ к обучению в университетах, реальные школы — в высших профессиональных заведениях.

Высшее образование в Германии

Лет 10-12 назад, когда для людей словосочетание «высшее образование» означало лишь перспективу работать на небольшую зарплату на положении (в лучшем случае!) преподавателя какого-нибудь не самого престижного Вуза, многие делали ставку на получение профобразования, для быстрого зарабатывания денег за реально оказанную помощь. А Германия, как известно, ценилась и до сих пор высоко ценится благодаря качественным товарам. Это происходит потому, что в этой стране готовят узкоспециализированных специалистов. Именно специалистов, а не работников широкого профиля.

В последнее время, а именно в последние 5 лет, ситуация начала кардинально меняться. Немецкие вузы начали набирать обороты на рынке высшего образования; наряду с эмиграцией в данную страну наших бывших соотечественников, возрос спрос на получение именно высшего образования (получение ВО в СССР всегда считалось делом престижным). А так как Германия много лет проводила политику привлечения иностранных граждан в качестве рабочей силы, эта самая рабочая сила всеми правдами и неправдами начала пускать корни в приютившую их страну. Неглупые турки поняли, что для того, чтобы получить реальные шансы остаться в Германии, надо получить хорошее образование. А дальше, как по цепочке: получишь образование — получишь высокооплачиваемую работу, получишь работу- купишь жилье, купишь жилье- получишь гражданство, нарожаешь детей, уже граждан ФРГ. Вполне логично, да? Приблизительно по такой же схеме обосновались там выходцы из бывших советских республик, а также славянских стран.

Тут еще свою роль сыграли русские евреи. А их много было. И все хотели там жить, и жить неплохо. Что для этого надо? Конечно: получить ВО. Такими темпами, дело дошло до того, что сильно возросло число абитуриентов. То есть не для всех желающих учиться было место в том университете, куда они присылали свои аттестаты. Было введено ограничение по доступу, так называемый Numerus clausus. Для таких дисциплин, как медицина, ветеринария, стоматология был предусмотрен дополнительный отбор, по — нашему, вступительный экзамен, а также собеседование. За бугром, в связи со стремлением европейских держав присвоить первенство в разработках новинок, в росте экономики, востребованы такие профессии, как программист, экономист (также, экономист предприятия), юрист.

Возвращаясь к теме структуры высшего образования в Германии, следует выделить следующие типы Вузов в данной стране:

  • университеты (Universitaet)
  • комплексные университеты (Gesamthochschule)
  • педагогические институты (Paedagogische Hochschule)
  • художественные академии и консерватории (Kunst-und Musikhochschule)
  • Вузы типа «Фах- хохшуле» (Fachhochschule)
  • теологические институты (Theologische Hochschule)
  • Вузы административного направления (Verwaltungsfachhochschule)

К университетам причисляют также политехнические институты (Polytechnische Hochschule), которые занимаются изучением естественных наук и инженерии. Комплексные университеты (Gesamthochschule) объединяют под одной крышей все типы Вузов.

В педагогических институтах обучаются учителя начальных школ (первые четыре класса для детей от 6 до 10 лет), учителя неполной средней школы 9основная школа), учителя специальных школ 9дял трудновоспитуемых детей, для детей с психическими или физическими отклонениями), а также учителя реальных школ. А вот уже учителя гимназий и профессиональных школ готовятся в университетах.

Художественные академии готовят специалистов в различных областях художественного творчества: это художники, скульпторы, архитекторы, ювелиры, дизайнеры. Консерватории дают музыкальное образование во всех областях — от отдельных инструментов до церковной музыки. В некоторых консерваториях есть также отделения балета. Пения, актерского мастерства; за пределами консерваторий есть также актерские и балетные школы.

Задачей Фах-хохшуле является подготовка студентов к деятельности рпактического характера_ на научной, художественной основе. Это, прежде всего, инженерные науки, дизайн, экономика, агрономия, социальные науки.

К теологическим институтам относятся институты богословия под церковным руководством и факультеты богословия, находящиеся в университетах.

В институтах административного направления обучаются должностные лица в сфере официального управления (например, средние посты в коммунальном хозяйстве, в сфере налогообложения, в полиции, правосудии, почтовой и телеграфной сфере).

Надо заметить, что практически все Вузы Германии- государственные. Количество негосударственных Вузов весьма и весьма ограничено. В основном, это вузы теологической, философской или художественной направленности, а также таких, как медицина, стоматология, экономика с университетским уровнем подготовки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *