Влияние кризиса на туристический рынок и последствия для туристов

Финансовый экономический кризис, захлестнувший мировую экономику в 2008/2009 гг., сказался практически на всех отраслях как макроэкономики страны в целом, так и микроэкономиках отдельных – даже самых небольших городов. Так, в сфере туризма кризис сыграл далеко не последнюю роль в рыночных отношениях – главным образом, между конечным потребителем – путешественником и непосредственным продавцом турпродукта. А именно, появилось немалое число горящих туров и, можно так сказать, «псевдогорящих».Если рассматривать влияние кризиса на турбизнес, то возьмем в пример не центр России, где ощущение кризиса сказалось главным образом на финансовой отрасли бизнеса, а регион, – к примеру, Казань.

Влияние кризиса на туристический рынок и последствия для туристов

Главное, что стоит отметить, — это лицензирование отрасли, которое было отменено несколько лет назад. Тут же, в одночасье туристические агентства, бывшие до этого большим дефицитом практически в любом регионе страны, начали расти как грибы после дождя, следовательно, диверсификация клиента пошла значительно шире: туристы условно разделились на приверженцев крупных компаний с несколькими офисами, и более мелких, которые умеют работать более гибко и… у которых просто-напросто можно выклянчить скидку.

Вот на этом, почувствовав нехватку клиента, и начали играть эти мелкие туристические агентства. Хотя, впрочем, и крупные игроки не побрезговали скинуть несколько процентов со своей комиссии. Операторы демпинговали меньше – они просто сократили, причем значительно, число турпакетов из региона. В итоге влияние кризиса легло на плечи турагентств, у которых, в свою очередь был выбор: либо уменьшать комиссию в угоду клиенту, которого становилось все меньше, либо вообще уходить с рынка.

Именно о первом варианте и пойдет речь.

Дело в том, что скидка, которую предоставляет туристическое агентство – это, по сути, обычное вытаскивание денег из кармана либо владельца агентства, либо его работника (в зависимости от внутренней политики компании), так как агентство получает свою комиссию от проданного турпакета, которая составляет в среднем 8-12%, в лучшем случае она может достигать 18% при достаточно больших оборотах продаж конкретного туроператора. Отсюда следует, что, если туристу предлагают путевку со скидкой 20%, то тут что-то не то. Скорее всего, речь идет о первичном завышении стоимости путевки турагентом. Да, к сожалению, даже в нашем цивилизованном мире такое еще существует. К примеру, в той же Казани компания «Парадигма» разработала так называемый «Travel Browser» — программное обеспечение, разработанное специально для турагентств, суть работы которого проста: менеджер турфирмы может прямо в лицо клиенту показать стоимость тура, скажем, в Египет из Казани на сайте туроператора и убедить, что обмана нет, но(!) дело в том, что турагент в это время находится не совсем на сайте оператора – то есть на самом то деле он там, но посредством программного фильтра, который завышает цены в каталоге туров на указанный ранее этим же самым турагентом процент. Разработчик пишет, что такой процент может варьироваться в пределах 5-15. Обман это или нет – ответ для каждого свой, однако, понятно то, что конечного потребителя такая ситуация как минимум не устроит.

Да, существуют еще и так называемые горящие путевки – дисконты самих туроператоров, когда предложение на конкретный продукт превышает спрос. Отделить первое от второго не всегда легко. Прежде всего, можно посоветовать искать горящие туры не на сайтах турагентств, а на независимых проектах – порталах и других туристических информационных ресурсах. Главное, чтобы раздел горящих путевок на данных сайтах не был тем же предложением турфирм, которые последние размещают сами, а обрабатывался контент-менеджерами этих сайтов. К примеру, по казанскому региону мы нашли раздел горящих туров с вылетом из Казани на одном из порталов – www.kaztur.ru. Здесь, действительно, представлены предложения напрямую от туроператоров, т.е. некоммерческие.

Стоит ли писать о необходимости проверки документов при покупке путевки – это должно соблюдаться во всех платежных отношениях.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *