Виттенбергский университет

Сегодня университет — крупнейший и старейший вуз германской федеральной земли Саксония-Анхальт. Его основал 18 октября 1502 года саксонский курфюрст Фридрих III, который был весьма просвещенным правителем и заслуженно носил прозвище Мудрый. Он очень любил небольшой городок Виттенберг и мечтал создать там высшее учебное заведение (studium generale), способное соперничать с Лейпцигским университетом, которому на тот момент исполнилось почти 100 лет. Однако этого удалось бы добиться только при помощи высококвалифицированных и достаточно знаменитых учителей, а вот с ними в Виттенберге дела обстояли неважно — каноников городской церкви Всех Святых, начавших было преподавать в новом университете, лишь с большой натяжкой можно считать профессорами. Тогда Фридрих обратился к августинскому и францисканскому монашеским орденам с почтительной просьбой прислать других учителей. И вот среди приехавших в 1508 году в Виттенберг ученых монахов оказался молодой августинец из Эрфурта, магистр свободных искусств Мартин Лютер, ставший преподавать философию, а затем и богословие. Через девять лет этот человек в буквальном смысле поставил на уши всю Европу, прибив 31 октября 1517 года к двери городской Замковой церкви свои 95 тезисов против индульгенций. Так Виттенберг и его университет стал колыбелью Реформации, полностью изменившей духовный облик Старого Света.

Виттенбергский университет

Колыбель Реформации

До сих пор все экскурсии в Виттенберге начинаются у той самой двери Замковой церкви и проходят прежде всего по так называемой исторической миле — пространству между домом Лютера, ратушной площадью с памятником ему же и замком со знаменитой церковью. В доме отца протестантизма, где он завершил перевод Библии на немецкий язык, хорошо сохранились его личные комнаты. Теперь тут находится самый большой в мире музей, посвященный истории Реформации.

Натиск протестантизма привел к тому, что многие старые европейские вузы, оставшиеся в лоне католической церкви, приходили в упадок и даже закрывались. Виттенбергский же университет в XVI веке превратился в центр науки и просвещения всей Северной Европы. Самым сильным факультетом оставался богословский. Имена его профессоров-теологов — Филиппа Меланхтона, Юстуса Йонаса, Йоханнеса Бугенхагена, Каспара Круцигера — гремели по всему Старому Свету. Сподвижники Лютера не просто развивали и проповедовали новую религиозную доктрину, они реформировали и содержание, и манеру обучения, отказавшись от схоластики в пользу рационалистических методов преподавания, сделав образовательное учреждение центром гуманистической науки.

Весьма показательно, что именно в этот период в Виттенбергском университете сложился кружок ученых, увлекавшихся астрономией, во главе с Каспаром Круцигером и Эразмом Рейнгольдом. К ним присоединился молодой профессор математики Георг Иоахим фон Лаухен, который взял себе имя Ретик (римляне называли Ретией область Австрии, где он родился). Все члены кружка были наслышаны о теории Коперника и серьезно заинтересовались ею, но имевшиеся сведения оставались ненадежными и неполными, поскольку тот не публиковал своих трудов. Возникла идея посетить ученого во Фромборке и выяснить все нюансы его работы. Эту миссию взял на себя Ретик, причем предприятие являлось рискованным, ведь поездка протестанта к ученому-католику могла отрицательно сказаться на дальнейшей карьере профессора.

Фон Лаухен прибыл во Фромборк в мае 1539 года и прожил у Коперника почти два года, погрузившись в изучение его рукописи «О вращении» и став постоянным собеседником великого ученого. Виттенбергский профессор горячо убеждал Коперника опубликовать труд. И даже не дожидаясь этого, Ре-тик написал обширное изложение гелиоцентрической теории под названием «Первое повествование», которое сыграло огромную роль в распространении идей Коперника. Наконец тот согласился на публикацию, и весной 1543 года в Виттенберге книга вышла. Правда, вскоре тяжелобольной автор умер, а Ретик лишился кафедры в университете из-за того, что книгу довольно враждебно встретили протестантские богословы и сам Лютер (католическое духовенство, впрочем, тоже от теории Коперника было не в восторге).

В 60-е годы XVII века в Виттенберге учился и последователь Коперника — датчанин Тихо Браге, ставший впоследствии знаменитым выдающимся астрономом. Так что город в качестве европейского центра новой астрономии, несомненно, сыграл важную роль в том, что гелиоцентрическая теория в конце концов завоевала господствующие позиции в тогдашнем научном мире. Да и в целом научно-образовательный и культурный авторитет Виттенбергского университета в Европе в ХХЛ-ХУН столетиях был столь высок, что некоторые классики европейской литературы именно туда «отправили учиться» своих литературных персонажей. Так, еще во времена Лютера там подвизался доктор Фауст, правда, не гетевский, — английский драматург Кристофер Марло сделал Виттенбергский университет главным местом действия своей трагедии о Фаусте. Именно здесь учился философии принц Гамлет, и это в свою очередь свидетельствует о том, что для современников Уильяма Шекспира виттенбергское образовательное учреждение являлось самым настоящим символом передовой науки.

Однако в XVIII веке оно постепенно растеряло свой потенциал — передовых профессоров сменили закоснелые консерваторы, а научные исследования и методика преподавания остались на уровне, который считался прогрессивным лет 100 назад. Даже пиетизм, новое в те времена течение в протестантизме, не встретил отклика у виттенбергских последователей Лютера. В период наполеоновских войн в городе наметился определенный подъем, связанный с нарастанием национально-освободительной борьбы немецкого народа против французских захватчиков. Наполеон даже хотел закрыть университет, однако сделали это прусские власти уже после изгнания французов, в 1815 году (по решению Венского конгресса Виттенберг стал прусским владением), поскольку слишком консервативное учебное заведение не вписывалось в реформу образования, затеянную знаменитым Вильгельмом фон Гумбольдтом.

Впрочем, несмотря на это, история Виттенбергского университета не закончилась. Наконец, надо упомянуть о его двойном дне рождения. Дело в том, что в 1694 году по соседству с Виттенбергом, но на территории другого немецкого княжества, а именно в городе Галле, который входил тогда в курфюршество Бранденбург, появилось высшее учебное заведение — Католический университет Галле. Его основал тоже курфюрст Фридрих III, только уже не Саксонский, а Бранденбургский — будущий король Пруссии Фридрих I. Учреждение стало центром зарождавшейся тогда философии Просвещения и вскоре приобрело репутацию колыбели немецкого рационализма, который пытался порвать с традиционной католической ограниченностью и руководствовался открытым, реалистичным отношением к построению учебного процесса и научных исследований. В то время это была революционная идея, и она привлекала в университет множество студентов.

Фридрих Бранденбургский, будучи отличным организатором, сразу же пригласил ведущих ученых того времени — юриста Кристиана Томазиуса, богослова Августа Франке, — и уже через несколько лет Католический университет Галле стал крупным научно-образовательным центром эпохи Просвещения. В 1717 году в городе открылась первая в Германии университетская больница, что, безусловно, самым положительным образом сказалось на развитии медицинского факультета. Учебное заведение старалось во всем соответствовать новым требованиям к образованию и отличалось необычайным не только для Пруссии, но и для всей тогдашней Европы либерализмом. Именно в Галле появился первый в Германии чернокожий профессор. Это был Анто Вильгельм Амо с Золотого Берега (современная Гана), зачисленный в 1727 году студентом на медицинский факультет. Весьма показателен и тот факт, что первая в стране «фрау доктор» тоже училась здесь — в 1754 году Доротея Кристине Эркслебен защитила докторскую диссертацию в области медицины. Ради нее издали специальный королевский указ, между тем остальным немецким женщинам разрешили работать.

Современные достижения на основе традиций

В объединенном университете стали спешно проводить прогрессивные реформы в духе все того же Вильгельма фон Гумбольдта. 10 ноября 1933 года университет получил официальное название: Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера. Правда, новое имя не привело к новому расцвету научной и образовательной деятельности, ведь у власти в Германии находились нацисты, имеющие специфическое представление о науке и образовании. Потом война, послевоенная разруха и возобновление научно-образовательной деятельности сначала под надзором советских оккупационных властей, а потом и властей ГДР, которые академическую свободу тоже, мягко говоря, не особенно жаловали.

Но, несмотря на сплошную идеологизированность, политическую цензуру и просто бедность, университет и во времена ГДР сохранял независимость научных исследований и высокий уровень преподавания. А уж после объединения Германии началось самое настоящее возрождение: назначили свыше 300 новых профессоров, увеличили число приглашенных преподавателей, полностью обновили оснащение. Сейчас здесь проходят подготовку более 14 000 студентов, но в отличие от многих немецких вузов этот не считается переполненным — педагогов хватает на всех. В университете можно выбирать из 180 направлений. Специалитет, то есть «фирменное блюдо» этого учреждения — факультет сельского хозяйства, студенты которого получают специальность «социально-экологические методы сельского хозяйства в странах новой демократии». Здесь есть и такие факультеты, как музыкальный, спортивный, факультет дефектологии, а также восточный факультет, а близость к университету целого ряда расположенных в Галле научно-исследовательских институтов (Институт Макса Планка, Общество Фрауенгофера) весьма способствует повышению уровня научно-практических знаний многих студентов. Ну и, конечно, особый колорит учебе в университете придают традиции, которые напоминают о великих людях прошлого и обязывают соответствовать славной истории своей альма-матер.

ТРЕБОВАНИЯ К АБИТУРИЕНТАМ: Для абитуриентов из государств, не входящих в ЕС, количество мест в вузах Германии ограничено. Например, на факультетах медицины или психологии существует семестровая квота приема. При распределении мест также учитывают средний балл аттестата зрелости или приравненного к нему документа.

Иностранцы должны иметь документ (аттестат), равнозначный немецкому сертификату об окончании средней школы, который позволяет им учиться в университете на родине и дает право поступать в германский вуз. Те, у кого его нет, должны сдать экзамен (fest stellungspruefung), отучившись на курсах studienkolleg как правило, около года.

В этом университете получили высшее образование в Германии студенты из Астрахани, Москвы, Петербурга, Йошкар-Олы, Улан Удэ, Волгограда, Новосибирска, Томска, Тольятти, Иркутска, Пензы, Воронежа, Владивостока, Тюмени, Новокузнецка, Калининграда, Красноярска, Нижнего Новгорода, Глазова, Ижевска, Хабаровска, Саратова, Омска, Оренбурга и других городов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *