Виды программ МВА за рубежом

Виды программ МВА за рубежом

Full-time MBA

Программа full-time MBA является классической формой бизнес-образования. Для нее характерно сбалансированное сочетание лекционных курсов и практической работы. Главная роль здесь отводится управленческим тренингам и обучению с использованием кейсов (case-study). Во многих школах именно бизнес-игры, имитирующие реальные процессы на рынке, являются одним из самых важных элементов обучения. На них отводится максималь-яое количество часов в семестре.
На программах full-time, как правило, учатся люди, средний возраст которых составляет 26-29 лет, а опыт работы — 4 — 5 лет. Структура программы включает в себя блок основных предметов и раздел факультативных курсов, которые студент обычно выбирает по собственному желанию.

Существует мнение, что только такая форма обучения позволяет получить полноценное бизнес-образование, поэтому некоторые школы предлагают исключительно программу full-time MBA, длящуюся два года. Полутора- или двухгодичные программы наиболее популярны в США. В первый год обучения студенты в основном углубляют свои теоретические знания. второй год дает возможность приобрести навыки практической работы.

Но у таких программ есть существенный недостаток — студент вынужден все свое время посвящать учебе и не работать. После спада интереса к full-time программам, который продолжался последние несколько лет, в 2006 году наметилась обратная тенденция: в 65% учебных заведений объем заявок на программы full-time MBA вырос. Согласно данным специального исследования, проведенного Департаментом образования США, две трети студентов, получающих степень МВА в США, учатся в формате part-time или executive.

В то же время многие школы, в том числе и Cranfield, стали принимать на учебу абитуриентов с большим опытом работы и лучшими академическими показателями.

Отчасти сложности с привлечением студентов на двухгодичные программы МВА в США в последние годы были связаны с ужесточением визовой политики. Большинство участников террористических атак 11 сентября находились в стране именно по студенческим визам, что не могло не сделать отношение представителей миграционных служб к тем, кто собирается учиться в стране, более настороженным. Сейчас ситуация становится более спокойной; согласно отчету GMAC, на 73% программ full-time MBA отмечается увеличение числа заявок от иностранных студентов.

Некоторые университеты (например Harvard) идут по пути сокращения двухгодичных 1 full-time-программ до 14 или 16 месяцев или даже до одного года, делая обучение более интенсивным. Конечно, это выгоднее для студентов в финансовом плане. Большинство европейских программ МВА являются годовыми. Североамериканские школы пока в основном остаются верны традиционной длинной программе. «К нам приходит множество бле-Я стящих молодых людей с солидным набором степеней и внушительным опытом работы, нуждающихся в фундаментальном бизнес-образовании,   —   говорит Пол Дэйнос  (Paul Danos), декан Tuck School of Business. — Им необходима классическая программа, состоящая из вводного курса, платной летней практики и второго года со специализацией и пред- I метами на выбор».

Важно помнить, что многие образовательные займы, гранты и стипендии предназначе- I ны только для тех, кто обучается по форме full-time MBA. Это же в большинстве случаев | касается жилья, предоставляемого школой, и медицинской страховки. К тому же двухлетние программы дают уникальную и очень полезную возможность пройти летнюю стажировку. Это особенно актуально в том случае, когда студенты после получения степени МВА планируют поменять вид деятельности. Стажировка помогает получить опыт реальной работы, а также дополнительные деньги на второй год обучения. Но надо помнить, что двухлетние программы стоят дороже. Они хорошо подходят для тех, кто собирается существенно увеличить свой доход по окончании бизнес-школы и готов на протяжении нескольких лет выплачивать долг за учебу.

Part-time MBA

По сравнению с классической full-time-программой part-time MBA не заставляет человека менять образ жизни. Учеба по вечерам позволяет сохранить работу и как следствие не терять в деньгах. Такие программы больше подходят для семейных людей, не желающих надолго покидать дом и стремящихся сохранить привычный уклад. Тем не менее программы part-time не являются упрощенными и так же эффективны, как и full-time. Это говорит о более высокой по сравнению с full-time интенсивностью программы и больших нагрузках. О качестве обучения в формате part-time свидетельствует тот факт, что занятия проводят профессора, которые преподают и для слушателей дневной формы обучения. Также студент имеет возможность перевестись с программы part-time на программу full-time, то есть успехи учащихся full-time и part-time оцениваются по одному и тому же принципу и с одинаковой строгостью.

Сегодня во многих бизнес-школах мира наблюдается увеличение числа заявок на программу part-time. По данным отчета Application Trend Survey 2006 GMAC, количество студентов, подающих заявки на формат part-time, сравнялось с количеством обучающихся в формате executive MBA. Это объясняется тем, что многие абитуриенты не хотят оставлять работу на время учебы. Part-time «молодеет»: раньше средний возраст студента такой программы составлял 33 года. По данным исследования Association of MBAs (AMBA), сегодня примерно каждый шестой кандидат выбирает программу part-time. «За программами part-time будущее МВА, — утверждает Жанетт Парсель, президент АМВА. — Люди, отказывающиеся от работы ради обучения full-time, сильно рискуют, ведь им приходится на время учебы увольняться с работы. Работодатели также относятся к обучению формата part-time гораздо лучше, так как это позволяет им сохранить ценных сотрудников и даже укрепить их лояльность по отношению к компании».

Одним из основных негативных моментов программ part-time MBA всегда считалось то, что ее слушатели не имеют тех же преимуществ при поиске работы на кампусе, как их сокурсники на программах формата full-time. Но в последнее время ситуация меняется: службы по развитию карьеры в бизнес-школах начинают помогать в трудоустройстве слушателям программ всех форм обучения.

Слушателям программ МВА формата part-time раньше оставалось лишь наблюдать со стороны за тем, как участники программ full-time принимали участие в различных мероприятиях, постоянно общались со своими сокурсниками, профессорами и выпускниками прошлых лет, а также пользовались услугами службы развития карьеры.

Сегодня во многих школах работают сотрудники, в чьи обязанности входит помощь «вечерникам» в решении вопросов трудоустройства, написании резюме, налаживании деловых связей и подготовке к собеседованию с работодателями. Некоторые из крупнейших школ, в том числе Anderson School в UCLA и Chicago GSB, уже позволили слушателям программ part-time встречаться с работодателями, проводящими подбор персонала на кампусе, что в течение долгого времени было заветным желанием многих из них.

«Слушатели программ part-time всегда хотели этого, но толчком к принятию решения послужила просьба работодателей, выразивших желание взаимодействовать со всеми слушателями Chicago GSB», — говорит Анита Брик (Anita Brick), директор программ по развитию карьеры выпускников МВА этой бизнес-школы.

Но такая ситуация наблюдается пока не везде. Например, в Stern решением администрации слушателям part-time не разрешается участвовать в работе с компаниями на кампусе, поскольку последние занимаются в основном поиском выпускников программ full-time. He удивительно, что некоторые из слушателей part-time вдруг ощутили себя обделенными. Они направляли в администрацию бизнес-школы гневные письма, в которых писали, что поступили в Stern, потому что были уверены, что смогут участвовать в мероприятиях на кампусе и проходить интервью с работодателями. Однако при этом они старались сохранить анонимность, поскольку опасались, что рекрутеры отнесутся к ним как к нарушителям спокойствия, что плохо скажется на карьере,
«Когда мы с несколькими сокурсниками решили начать поиски работы и пришли на интервью на кампусе, нас буквально не пропустили дальше регистрации, — пишет один из слушателей Stern, обучающийся на программе part-time. — Было так обидно, что одна из моих однокурсниц не смогла сдержать слез».

Distance MBA

После того как Крис Хортон (Chris Horton) получил степень PhD по литературе, он вместе с товарищем основал компанию по поставкам технологического оборудования. Руководство компанией осуществлялось из офиса, организованного у него в спальне. Хортону пришлось заняться маркетингом, бухгалтерским делом и управлением базами данных. Бизнес развивался. Вместе с ним росли и обязанности Криса Хортона. Через два года в компании работали около 30 сотрудников, а ее оборот составлял 4,5 млн фунтов стерлингов в год, Бизнес развивался, и Хортон стал чувствовать острую потребность в новых знаниях, кото- I рые ему могло дать только бизнес-образование. Оставить бизнес возможности не было, Обучение в формате part-time тоже ему не подходило, так как требовалось переезжать в другой город, что также повлекло бы за собой перерыв в работе. Поэтому единственно правильным решением было поступление на программу дистанционного образования в Open University Business School.

Средний возраст слушателей программ full-time MBA обычно не превышает 30 лет. Слушатели модульных программ формата part-time и executive немного старше. Хортон попада- I ет в разряд так называемых «седых MBA» (grey MBA). «Мне 43 года, я разведен и у меня есть дети, которым нужно помогать, поэтому никакой речи о ранней пенсии быть не может. Для новых успехов мне нужно получить квалификацию в бизнесе и завязать новые контакты».

Дистанционные программы — многообещающее направление в бизнес-образовании. В последние годы оно приобретает все большую популярность среди студентов всего мира. Когда Regis University запустил свою первую программу MB А в 1996 году, то на ней учились только 14 человек. Сейчас, по данным этого университета, почти 4 млн человек в мире используют дистанционную форму обучения для того, чтобы получить образование. В 2006 году из 500 бизнес-школ, зарегистрированных в AACSB (Association to Advance Collegiate Schools of Business), 26 предлагают онлайн-программы — и это число растет с каждым годом. При такой форме обучения студенты поддерживают связь с преподавателями при помощи электронной почты и Интернета. Получение степени МВА в рамках дистанционной программы занимает три-четыре года и может быть совмещено с работой.
Дистанционное обучение требует от студентов высокой мотивации, дисциплины и способности к самостоятельной работе. Кроме того, программа учитывает индивидуальные особенности слушателей, в соответствии с которыми можно организовывать учебный процесс. Дистанционные программы отличаются высокой гибкостью. Даже путешествуя по миру, можно получать образование в полном объеме при помощи современных технологий. Электронные средства общения, с одной стороны, позволяют слушателю в удобное для него время предлагать собственные идеи. Но с другой стороны, они требуют определенной смелости при формулировании мыслей и вынесении суждений. Очень важно преодолеть психологический барьер и выступить со своими взглядами в виртуальном пространстве, а не с глазу на глаз с преподавателем.

Дистанционное обучение предоставляет в распоряжение студентов чаты, форумы, видеоконференции и web-сайты, где можно получить необходимую информацию в нужное время. Виртуальные классы проходят таким образом, что студенты в реальном времени общаются с профессорами и друг с другом. Преподаватель готовит свой курс, используя соответствующее программное обеспечение, а учащиеся работают с материалами и видеозаписями лекций в индивидуальном автономном режиме. Как и любой традиционный курс МВА, обучение в дистанционной форме включает в себя лекции, тесты, практические задания и обеспечивается необходимой технической поддержкой. Взаимодействие осуществляется через так называемую домашнюю страничку (course home page). Отсутствие ежеднев-
ного личного контакта с преподавателем и другими слушателями заменяется активным общением по телефону и участием в интернет-конференциях. Управленческие навыки развиваются благодаря большому числу заданий по принятию решений.

Эта форма обучения имеет свои ограничения и недостатки. Интернет-технологии не всемогущи и не всегда доступны. Более интенсивные формы full-time и part-time дают студентам ряд преимуществ, которые невозможно получить на расстоянии. В максимальной степени это относится к потребности в общении, которую нельзя в полной мере реализовать, пользуясь лишь техническими средствами коммуникации. Одним из важнейших результатов программы МВА является приобретение связей и деловых контактов (network), наличие которых не теряет ценности на протяжении всей жизни. Именно этого результата трудно достичь при дистанционном обучении. Тем не менее для многих заочное обучение оказывается максимально удобным способом получения бизнес-образования. Сегодня высокоскоростной доступ в Интернет позволяет хотя бы отчасти компенсировать отсутствие визуального контакта форумами и чатами в режиме онлайн.

По словам Марселя Коэна (Marcel Cohen), директора программы дистанционного образования Imperial College, этот формат обучения рассматривался раньше как недостаточно эффективный. Основная причина такого отношения заключалась в том, что дистанционные программы предлагались в основном не самыми хорошими университетами. Как только лучшие бизнес-школы стали практиковать данный метод взаимодействия со студентами, предъявляя к ним такие же требования, что и при работе в классе, ситуация в корне изменилась. К тому же нельзя не отметить стремительное развитие информационных технологий, что в значительной мере способствует широкому распространению дистанционных программ.

На сегодняшний день лучшими онлайн-программами считаются те, которые предполагают краткие периоды очного обучения. Правда, в этом случае в стоимость обучения необходимо добавить и дорожные расходы, так как студентам придется проводить на кампусе до трех уикендов в год.
Диапазон цен на онлайновые программы МВА весьма широк: от $5 — 10 тыс. за неаккредитованную программу до примерно $50 тыс. за программу в Kelley School of Business. Но какую бы онлайн-программу вы ни выбрали, вы получаете возможность освоить новейшие технологии обучения, доступные только в современном мире, где реальное и виртуальное сближаются с невероятной скоростью.

Благодаря быстрому совершенствованию средств массовой коммуникации концепция заочного обучения становится все более популярной, а эффективность дистанционных программ повышается. Значимость нового вектора развития делового образования признана аккредитующими организациями. Так, АМВА за последние несколько лет аккредитовала ряд программ дистанционной формы обучения.

Executive MBA

В последние несколько лет альтернативой классическим программам full-time и part-time стала Executive MBA (EMBA) — программа обучения топ-менеджеров, имеющих серьезный опыт управления. Если вы занимаете высокий пост и не можете оставить бизнес на год-два, то ЕМВА — это возможность получить качественное бизнес-образование, продолжая работать. Практически все программы этого формата построены так, чтобы давать слушателям возможность совмещать учебу с профессиональной деятельностью.

Средний возраст студентов на ЕМВА выше, чем на других программах. Обычно им | 35 — 37 лет, а опыт их практической деятельности составляет 6—10 лет. Безусловное преиму- I щество этой формы состоит в том, что слушатель может сразу же применять полученные знания в работе и решать задачи, стоящие перед ним в данный момент. Более чем в половине случаев обучение на ЕМВА оплачивают компании.

Эксперты компании Goldman Sachs & Со. уверены, что в настоящее время происходит уход от традиционного понимания MB А как обучения в формате full-time. Все большую популярность набирают «гибридные», модульные, дистанционные и множество других раз- : новидностей программ формата executive. Нет ничего удивительного в том, что все больше школ предлагают своим кандидатам обучение по программам ЕМВА. На эту тенденцию I обращают внимание все ведущие деловые издания мира, в том числе газета Financial Times, I которая в последние годы регулярно публикует рейтинг ЕМВА.

Согласно данным последнего отчета совета GMAC, в 69% бизнес-школ количество заявок на программы ЕМВА за последний год увеличилось, а в 8% — осталось на уровне про- I шлого года.
По одной из версий, выдвигаемой представителями некоторых бизнес-школ, сегодняшние абитуриенты программ ЕМВА — это те, кто на волне популярности интернет-компаний решил отложить учебу, затем во время экономического спада предпочел не рисковать работой, чтобы за время учебы не потерять ее. Теперь же им не остается ничего, кроме как учиться и одновременно работать. Большинство экспертов тем не менее полагают, что у популярности ЕМВА есть и другие, более серьезные причины. Так, главным фактором, привлекающим современных менеджеров на программы ЕМВА, считается формат обучения, позволяющий получать образование без отрыва от работы. Опыт, получаемый слушателями в учебной аудитории, в основном связан с практической деятельностью. Раньше многие относились к программе ЕМВА как к «облегченной» версии МВА, но теперь все признали ценность этого формата.

Позиции ЕМВА за последнее время существенно укрепились. Все чаще встречается ситуация, когда Выпускники программ ЕМВА, поднявшись до высших руководящих должностей, начинают финансировать обучение других менеджеров компании рангом ниже.

Рост популярности ЕМВА особенно заметен за пределами США, где все чаще открываются соответствующие программы. Заместитель директора программы ЕМВА London Business School Лин Хоффман (Lyn Hoffman) считает, что это говорит о признании ценности бизнес-образования: «Степень ЕМВА в Европе становится с каждым годом популярнее. Раньше мы очень сильно отставали в этом от США».

Тем не менее она отмечает, что серьезным фактором, замедляющим развитие программ ЕМВА в Европе, остается высокая стоимость обучения. К примеру, обучение на программе ЕМВА Global, проводимой совместно школами London Business School и Columbia в Лондоне и Нью-Йорке, стоит около $140 тыс.

Самыми быстрыми темпами рынок ЕМВА развивается, несомненно, в Азии. В последние №йТО{цй»неашлыш новыхтурограш/i отарыкасъ в Китае., ГОжжжКорее и.наТ
«Вместе с этим изменились и требования со стороны абитуриентов, — объясняет Эд Леонард (Ed Leonard), заместитель директора программы W. Cliff Oxford Executive MBA Program. — Большая часть вопросов на собеседованиях сегодня касается не содержания программы, а будущих сокурсников: кто они, откуда, где работают и т.д.».

Кроме того, наблюдается рост числа кандидатов, готовых во время обучения на программе ЕМВА путешествовать на большие расстояния. Одной из первых таких программ была Global Executive MBA школы Fuqua School of Business. «После 11 сентября 2001 года многие компании ограничили международные поездки сотрудников, но теперь число заявлений на программы Executive MBA снова растет», — объясняет Дэн Наги (Dan Nagy), заместитель директора программ по развитию бизнеса школы Fuqua.

Представители все большего числа бизнес-школ утверждают, что кандидаты особенно ценят программы, на которых учатся слушатели со всего мира, а занятия проводятся на разных континентах. Зачастую это достигается благодаря партнерским отношениям между бизнес-школами. По данным ЕМВА Council, 14% американских программ формата executive проводятся в партнерстве между двумя или более школами. За пределами США таких программ еще больше — 31%.

Структура программы ЕМВА обычно модульная. Очная сессия обучения — так называемый модуль — может длиться несколько дней в неделю; неделю в месяц, в два месяца и т.п. В перерывах между модулями студенты занимаются самостоятельно, поддерживая связь с преподавателями и сокурсниками через Интернет. Ряд программ ЕМВА предусматривает проведение очных сессий в разных странах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *