Статуи острова Пасхи

Остров Пасхи — затерянный в Тихом океане кусочек суши размером приблизительно в 25 км.

Статуи острова Пасхи

Территория принадлежит Чили, от которого остров удален почти на 4000 км. Самый ближайший населенный пункт находится на расстоянии около 2000 км. Отсюда возник вопрос, на который не дано вразумительного ответа по сей день, — откуда же местное население смогло сюда переселиться?  На самом деле, остров Пасхи – пожалуй, один из самых загадочных уголков мира. Само его происхождение рождает массу противоречий во мнениях ученых. На сегодняшний день установлено, что он никогда не был частью потонувшего континента и что он — вулканического происхождения – то есть возник в результате извержения подводного вулкана и сформировался на его пепле более 3 млн. лет назад. Некоторые же ученые полагают, что это произошло гораздо раньше. Тем не менее, вопрос остается открытым: из какой части света смогли добраться сюда люди разных рас? Да-да, когда остров был открыт в пасхальное воскресенье (отсюда остров и получил свое название) голландцем Якобом Роггевеном в 1722 году, он отметил одну удивительную особенность местного населения – они все являлись представителями трех рас – черной, красной и белой. Именно по этой причине не утихает до сих пор спор о происхождении рапануйцев (жителей острова на местном наречии). Жители азиатских стран приписывают родство с обитателями этого далекого острова себе. Есть даже версия, что когда-то, еще задолго до Колумба, здесь потерпел кораблекрушение германский корабль. Именно поэтому у статуй на острове Пасха лица «северного» типа, а кроме того, те немногие деревянные таблички (ронго-ронго), сохранившиеся на этих статуях, содержат таинственные знаки, попытки разгадать которые так и не увенчались успехом, однако, многие из них почти идентичны древним письменам, найденным именно на немецкой земле.  Так это на самом деле или нет, решат, возможно, уже следующие поколения. Однако до нас выдающийся ученый Тур Хейердал вместе со сплоченной командой из своих соратников, практическим образом смог доказать всему миру, что местные обитатели острова вполне могли добраться сюда на лодках из бальзового дерева из Южной Америки, а именно, приблизительно с территории современного Перу. На эту мысль натолкнула его поразительная схожесть громадных статуй острова Пасхи и Маркизских островов, ступенчатые пирамиды и монолиты Полинезии с пирамидами и изваяниями, оставленными в горах Тихоокеанского побережья древними жителями Перу.

Кроме того, изучая предания и мифы полинезийцев, Хейердал установил, что все поэтические легенды жителей островов посвящены богу Тики — сыну Солнца, который некогда приплыл через океан из гористой страны на Востоке.

По преданиям же древних перуанских легенд, с севера пришел народ белых богов, которые-то и создали в горах огромные каменные статуи. А после поражения от инков на озере Титикака эти люди с вождем Кон-Тики («Солнце-Тики») бесследно исчез. Говорят, он увел свое племя на запад через океан.

Хотя сами жители рассказали Тур Хейердалу, что, якобы, 22 поколения назад король Хоту-Мату’а привел за собой свой народ с таинственной земли .

Кроме того, именно местные аборигены поведали туру Хейердалу, каким образом они водружали свои исполины, чья масса порой доходила до 90 тонн, на места святилищ  (аху). Но так и не смогли объяснить, зачем они это делали, поскольку исторических записей об острове Пасхи не велось, и со сменой поколений устные рассказы о традициях и культуре островитян становились все более и более расплывчатыми. Однако, при всем при этом, островитяне из уст в уста, из поколения в поколение передавали знание о водружении гигантских статуй на определенные места. И это при всем том, что сами они уже много веков этим не занимались – каменоломни были заброшены, многие незаконченные произведения так и остались там.

Итак, моаи (именно так называются эти каменные колоссы), предположительно, изначально служили изображением богов, затем – наподобие классических европейских надгробий — в качестве запечатления своих вождей, правителей, воевод, жрецов.  Вероятно, именно по этой причине каждый моаи неповторим чертами лица. Каждый моаи имел свое собственное имя (по наименованию божества, духа, места нахождения или ваятеля). Со временем, правда, многие из них приобрели нарицательные имена.

Сами статуи острова Пасхи представляют собой гигантские фигуры без ног, но неизменно с руками на животе. У них большие вытянутые лица с длинными ушами, что в свое время породило гипотезу о внеземном характере появления этих фигур. На самом же деле, попросту таков был стиль ваяния.

Выполнены они из вулканического туфа (спрессованного пепла). На головах многих еще сохранились некое подобие шапок красного цвета (пукао). Следуя версии о немецких предках островитян, полторы тысячи назад попавших на эту землю, нужно сделать вывод, что такие головные уборы были как раз в моде в те времена. А устанавливая этих колоссов, они, таким образом, пытались привлечь внимание кораблей.

Но дело в том, что статуи повернуты не в сторону океана, а как раз наоборот, к поселениям, тем самым являясь их хранителями, стражами. А красные шапки — это на самом деле прически местных жителей, поскольку основное население рыжеволосое.

Сами островитяне верят в то, что статуи сами передвигались на те места, на которых находятся и по сей день. А вместе с тем знают схему их воздвижения — при помощи рычагов, крепких бревен и канатов.

Многие статуи подверглись разрушительному воздействию времени и природных стихий. Причем природных катаклизмов в этих местах не наблюдалось — просто произошла засуха, племена стали воевать между собой, вымещая свою злобу и месть на моаи – они опрокидывали их. Они и поныне в таком положении.

Но островитяне недолго думали, кого почитать. Так очередным богом стал человек-птица. Видимо, это стало символом свободы, ведь птица могла свободно вырваться, улететь с острова. Поэтому в тот период также создавались изображения пернатого божества. Некоторые из них дошли и до нас.

Сегодня статуи на острове Пасхи входят в число культурного наследия под эгидой ЮНЕСКО. Проведено множество работ по спасению этих удивительных человеческих творений. Однако, восстановить все (а их около 900) не представляется возможным. Укрытия от дождей и ветров могут прослужить всего несколько лет, туф неумолимо выветривается, оставляя после себя невосстановимые трещины в скульптурах.

Именно по причине возможного разрушения этих невероятных каменных статуй на остров Пасхи приезжает множество туристов с различных концов света. В конце концов, это по-настоящему захватывающе прикоснуться к тысячелетней тайне…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *