Шведская школа

Шведская система среднего образования — редкий пример того, как широко продекларированные принципы демократичности, общедоступности, равенства возможностей удалось довольно успешно претворить в жизнь, избежав при этом уравниловки и обеспечив высокое качество обучения. А потому современная шведская школа по праву считается одним из главных достижений так называемой шведской модели социализма.

Шведская школа

Обязательное среднее образование Швеция ввела едва ли не первой из всех европейских стран — еще в 1842 году. В своем нынешнем виде шведская школа существует с 1962 года — именно тогда был принят первый современный учебный план. Надо сказать, что практически все последние десятилетия государственная образовательная система находится в стадии перманентной модернизации, направленной на реализацию принципа «равное школьное образование для всех».

В духе свободы и ответственности

Характерная черта шведской политики в области образования — активное реформирование законодательства. Так, Закон о школе от 1 июля 1997 года обязывает коммуны и другие муниципальные сообщества обеспечить прием в учебные заведения всех желающих детей в возрасте шести лет независимо от их гражданства и статуса в Швеции. Заботой о социально неблагополучных семьях, инвалидах, иммигрантах и всевозможных меньшинствах проникнут буквально каждый нормативный акт. В частности, ради ускорения интеграции иммигрантских общин, а так же, естественно, для воспитания у молодежи навыков, необходимых для жизни в условиях глобализации, было официально разрешено проводить обучение на английском языке. Во многих образовательных учреждениях английский даже выступает в роли основного языка, шведский же находится на второстепенных позициях.

С 1971 года обязательная общеобразовательная школа (младшая средняя школа) и гимназия (старшая средняя школа) составляют единую систему общего и среднего профессионального образования. Такое решение было принято в целях повышения общедоступности и массовости обучения. В 1972 году старшая средняя школа была соединена с профессиональными колледжами, в результате чего получилась интегрированная гимназия — высшая ступень средней школы. Согласно Образовательному акту от 1985 года любая деятельность учебного заведения должна соответствовать демократическим принципам. Главная воспитательная функция школы — привить ребятам такие духовно-нравственные ценности, как неприкосновенность человеческой жизни, свобода личности, равенство всех людей, поддержка слабых и обездоленных. Педагогам вменяется в обязанность в соответствии с традицией христианской этики и гуманизма поощрять уважение к достоинству любого человека и бережное отношение к среде обитания, добиваться развития у учеников чувства справедливости, щедрости души, терпимости и ответственности за свои поступки. И, наконец, еще одна важнейшая задача школы — помочь детям раскрыть свою уникальность и индивидуальность и научить их активно участвовать в жизни общества.

В 1991 году был принят закон, по которому при согласии муниципальных властей ребенок может пойти в школу начиная с шестилетнего возраста. Все образование (включая высшее) является бесплатным, учебники и школьное питание тоже. Разработку программ обучения и проведение реформ осуществляют различные комиссии, создаваемые Министерством образования Швеции.

Для детей в возрасте от года до пяти лет существует сеть дошкольных учреждений. Каждому маленькому шведу гарантировано место в яслях и детском саду независимо от имущественного положения и статуса его мамы и папы. После того как ребенку исполнилось шесть лет, родители могут записать его на специальные подготовительные занятия. Дети с 7 до 16 лет в обязательном порядке посещают девятилетку — младшую среднюю школу, по окончании которой либо поступают в интегрированную гимназию, либо начинают трудовую деятельность и дальнейшее получение образования совмещают с работой. Если ребенок показал очень хорошие результаты, его переводят на следующий этап обучения досрочно. Таким образом, главную роль при формировании классов играет не возраст школьников, а их уровень знаний. Бывает, что ученик занимается физкультурой вместе со сверстниками, а математику проходит с ребятами старше его на три-четыре года. К таким детям преподаватели очень внимательны. Причем на особом счету не только юные дарования, у которых есть способности к академическим дисциплинам. Вундеркиндов, скажем, с задатками художников или музыкантов ценят не меньше. Ребята учатся пять дней в неделю. Уроки, как правило, начинаются в 9:00 и заканчиваются в 14:00-15:00. Перерыв на обед длится час. Довольно много так называемых школ полного дня, где ученики остаются до вечера. В этом случае преподаватели задерживаются примерно до 16:00, затем за детьми присматривают педагоги-воспитатели. Выбор режима работы, организационной структуры, формы преподавания, численности групп — прерогатива самого учебного заведения. А вот требования, которым должны соответствовать знания пятиклассников и девятиклассников, определены государственным учебным планом. Такой подход делает возможным тестирование школьников в общенациональном масштабе. Обычно дети автоматически переходят из класса в класс, однако по согласованию с родителями директор имеет право оставить ребенка на второй год. Он же может перевести способного ученика на следующий уровень досрочно.

Большинство ребят ходят в одну и ту же школу в течение всех девяти лет. В 4-м классе у них, как правило, меняется учитель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *