Шведская система среднего образования — редкий пример того, как широко продекларированные принципы демократичности, общедоступности, равенства возможностей удалось довольно успешно претворить в жизнь, избежав при этом уравниловки и обеспечив высокое качество обучения. А потому современная шведская школа по праву считается одним из главных достижений так называемой шведской модели социализма.
Обязательное среднее образование Швеция ввела едва ли не первой из всех европейских стран — еще в 1842 году. В своем нынешнем виде шведская школа существует с 1962 года — именно тогда был принят первый современный учебный план. Надо сказать, что практически все последние десятилетия государственная образовательная система находится в стадии перманентной модернизации, направленной на реализацию принципа «равное школьное образование для всех».
В духе свободы и ответственности
Характерная черта шведской политики в области образования — активное реформирование законодательства. Так, Закон о школе от 1 июля 1997 года обязывает коммуны и другие муниципальные сообщества обеспечить прием в учебные заведения всех желающих детей в возрасте шести лет независимо от их гражданства и статуса в Швеции. Заботой о социально неблагополучных семьях, инвалидах, иммигрантах и всевозможных меньшинствах проникнут буквально каждый нормативный акт. В частности, ради ускорения интеграции иммигрантских общин, а так же, естественно, для воспитания у молодежи навыков, необходимых для жизни в условиях глобализации, было официально разрешено проводить обучение на английском языке. Во многих образовательных учреждениях английский даже выступает в роли основного языка, шведский же находится на второстепенных позициях.
С 1971 года обязательная общеобразовательная школа (младшая средняя школа) и гимназия (старшая средняя школа) составляют единую систему общего и среднего профессионального образования. Такое решение было принято в целях повышения общедоступности и массовости обучения. В 1972 году старшая средняя школа была соединена с профессиональными колледжами, в результате чего получилась интегрированная гимназия — высшая ступень средней школы. Согласно Образовательному акту от 1985 года любая деятельность учебного заведения должна соответствовать демократическим принципам. Главная воспитательная функция школы — привить ребятам такие духовно-нравственные ценности, как неприкосновенность человеческой жизни, свобода личности, равенство всех людей, поддержка слабых и обездоленных. Педагогам вменяется в обязанность в соответствии с традицией христианской этики и гуманизма поощрять уважение к достоинству любого человека и бережное отношение к среде обитания, добиваться развития у учеников чувства справедливости, щедрости души, терпимости и ответственности за свои поступки. И, наконец, еще одна важнейшая задача школы — помочь детям раскрыть свою уникальность и индивидуальность и научить их активно участвовать в жизни общества.
В 1991 году был принят закон, по которому при согласии муниципальных властей ребенок может пойти в школу начиная с шестилетнего возраста. Все образование (включая высшее) является бесплатным, учебники и школьное питание тоже. Разработку программ обучения и проведение реформ осуществляют различные комиссии, создаваемые Министерством образования Швеции.
Для детей в возрасте от года до пяти лет существует сеть дошкольных учреждений. Каждому маленькому шведу гарантировано место в яслях и детском саду независимо от имущественного положения и статуса его мамы и папы. После того как ребенку исполнилось шесть лет, родители могут записать его на специальные подготовительные занятия. Дети с 7 до 16 лет в обязательном порядке посещают девятилетку — младшую среднюю школу, по окончании которой либо поступают в интегрированную гимназию, либо начинают трудовую деятельность и дальнейшее получение образования совмещают с работой. Если ребенок показал очень хорошие результаты, его переводят на следующий этап обучения досрочно. Таким образом, главную роль при формировании классов играет не возраст школьников, а их уровень знаний. Бывает, что ученик занимается физкультурой вместе со сверстниками, а математику проходит с ребятами старше его на три-четыре года. К таким детям преподаватели очень внимательны. Причем на особом счету не только юные дарования, у которых есть способности к академическим дисциплинам. Вундеркиндов, скажем, с задатками художников или музыкантов ценят не меньше. Ребята учатся пять дней в неделю. Уроки, как правило, начинаются в 9:00 и заканчиваются в 14:00-15:00. Перерыв на обед длится час. Довольно много так называемых школ полного дня, где ученики остаются до вечера. В этом случае преподаватели задерживаются примерно до 16:00, затем за детьми присматривают педагоги-воспитатели. Выбор режима работы, организационной структуры, формы преподавания, численности групп — прерогатива самого учебного заведения. А вот требования, которым должны соответствовать знания пятиклассников и девятиклассников, определены государственным учебным планом. Такой подход делает возможным тестирование школьников в общенациональном масштабе. Обычно дети автоматически переходят из класса в класс, однако по согласованию с родителями директор имеет право оставить ребенка на второй год. Он же может перевести способного ученика на следующий уровень досрочно.
Большинство ребят ходят в одну и ту же школу в течение всех девяти лет. В 4-м классе у них, как правило, меняется учитель.