Руководитель по американски

Хороший руководитель — тот, кто привык добиваться поставленных целей, действуя активно и эффективно. И командно-контрольный стиль тут ни при чем. Излюбленный американский стиль руководства сравним с работой спортивного тренера. Руководитель разрабатывает стратегию и ресурсы, а затем направляет игроков с мячом с боковых линий вперед. Главное — позволять каждому подчиненному проявлять инициативу, принимать самостоятельные решения, чтобы он мог внести свой посильный вклад в общую победу. Основной девиз руководителя гласит: «Не надо вопросов — давайте ответы!» В многочисленных пособиях по руководству сказано: если великим политиком нужно родиться, то хорошим управляющим можно стать.

Руководитель по американски

Руководитель растет вместе с подчиненными — на их достижениях. Ежегодная аттестация позволяет оценить успехи каждого работника и всего коллектива на пути к общим целям.

Стоять на месте — значит опоздать

Если общества с богатыми историческими традициями оглядываются на мудрость и опыт предыдущих поколений, американцы глядят вперед, черпая вдохновение в будущем. Они большие мастера открывать все заново, все менять и направлять изменения в нужное русло. Со стороны они кажутся чересчур импульсивными. По словам швейцарского специалиста по межкультурному общению Томаса Цвифеля (автора «Мирового командного руководства»), американский подход к бизнесу выражается в двух-трех словах: «возьми и сделай». Американцы привыкли «учиться на деле» и действовать осторожно. Успех в бизнесе сродни движущейся мишени, поэтому думать и решать приходится быстро — иначе цель ускользнет, и ты останешься с носом.

Работать одной командой

Рабочее место американца можно сравнить с местом игрока в команде. Под «командой» в нашем случае подразумевается группа людей, работающих вместе ради достижения общей цели. Когда мы говорили об индивидуализме, то согласились, что он совершенно неприемлем в азиатском обществе, управляемом по принципу единогласия. В американском же обществе каждый выбирает себе роль по силам на том или ином поле деятельности и обретает «командные навыки», тренируясь действовать эффективно в связке с другими «игроками».

Совещания

Совещания проводятся в самых разных целях: это могут быть неплановые «пятиминутки»или запланированные обстоятельные заседания с насыщенной повесткой дня, когда все расписано по минутам. В заключение каждого совещания распределяются роли, ставятся задачи, вырабатывается план действий и УТОЧНЯЮТСЯ сроки их выполнения.

Подобно многим другим формам американского уклада, совещание — процедура демократичная. План рассадки ее участников — произвольный, и ведущим обычно назначается не самый старший по должности. Сотрудников с разных иерархических уровней приглашают высказывать свое мнение, предлагать решение, которое потом ставится на обсуждение и принимается большинством голосов. Противоположные точки зрения выражаются открыто, что придает совещанию «творческую напряженность». В своем большинстве выступающие начинают с того, что признают точку зрения «предыдущего оратора», и, отталкиваясь от нее, выдвигают свое личное мнение.

Человеку стороннему может показаться, что участники совещания отчаянно сражаются за свою позицию, прибегая порой к весьма резким заявлениям. Убедительность выступающего зависит от его образованности и вклада в общее дело. Социал-дарвинизм преобладает даже на совещаниях, и нужно ловить каждое мгновение, чтобы постараться отличиться — блеснуть деловой сметкой и красноречием. Хотя шумные совещания кое-кому могут показаться неконструктивными и даже вредными, сами американцы считают их продуктивными: ведь только так, творчески, и вырабатываются плодотворные идеи и решения.

Залог вашего успеха на совещании — пунктуальность (в случае опоздания, непременно предупреждайте по телефону загодя), чувство собственного достоинства и тщательная подготовка.

Переговоры

Американский стиль ведения переговоров напоминает так называемую «жесткую продажу» — как если бы вы размахивали здоровенной дубиной и при этом читали вдохновенную проповедь! Красочно-убедительное описание предлагаемого товара, с проявлением напористости и рвения, может показаться излишне кичливым, но цель такого метода — расположить к себе потенциального покупателя, внушить доверие. Подобная тактика складывается из умения рассуждать логично и прямо, рассеивать сомнения и повышать свой авторитет в глазах других.

Американцы, которым часто приходится участвовать в переговорах, почти никогда не соблюдают, и даже терпеть не могут, деловой протокол, уклончивость и согласовательную тактику в принятии решений, что свойственно большинству их иностранных партнеров (чем они зачастую успешно пользуются в своих интересах!). Американцы привыкли работать в сжатые сроки и располагать «полной информацией», чтобы обеспечить полные гарантии сделки без лишних проволочек. Американцы всегда действуют прямо, открыто и энергично. Они не скрывают своих намерений и вызывают партнеров на своего рода честное состязание. Если переговоры заходят в тупик, американцы стараются проявить всю свою напористость, находчивость и сметку. При этом, несмотря на тактику «жесткой продажи», партнеры не ощущают на себе никакого давления. Американцы рассчитывают, что их контрагенты по другую сторону стола переговоров будут столь же прагматичны в стремлении к общей цели и со своей стороны тоже постараются гарантировать успех сделки. Для американцев полный крах в переговорах наступает тогда, когда они чувствуют себя «на последнем издыхании» или когда вдруг выясняется, что партнеры не уполномочены принимать важные решения.

Примечание: американцам нравится, забегая вперед, добиваться устных гарантий и соглашений — а детали можно оговорить потом. Однако, несмотря на то, что «сделка скрепляется рукопожатием», соглашение вступает в силу лишь после того, как на контракте поставлены подписи договаривающихся сторон.

Женщины и бизнес

В Америке женщины составляют почти половину рабочей силы. Они занимают видные посты в системе управления и постоянно повышают свою марку даже в традиционно неженских сферах деятельности. Однако многие утверждают, что женская дискриминация, хоть и едва заметная, все же существует, потому-то женщинам никогда не прыгнуть выше головы и не попасть в высшие эшелоны руководства. Что касается возможностей продвижения по службе, многие работающие матери чувствуют, как их теснят со «скоростных линий» на «запасные пути». Главным же препятствием к продвижению вверх им служат свободный рабочий режим, уход за детьми и фиксированная заработная плата.

Женщины, однако, надеются рано или поздно добиться полного равноправия с мужчинами, хотя этикет они предпочитают соблюдать по-своему. Для мужчин это значит, что ваша супруга, всегда готовая оплатить счет в ресторане, тем не менее будет ждать, когда вы нальете ей кофе.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *