Потребительский бум в США

В своей книге «Американский путы Гэри Альтен вспоминает, что после террористических ударов 11 сентября правительство Соединенных Штатов призывало еще не успевших оправиться после пережитого потрясения сограждан, чтобы они, как ни в чем не бывало, начали снова выходить за покупками. Государственным мужам вторил мэр Нью-Йорка Джулиани: «Вперед по магазинам!» Да и сенатор Том Дэшл советовал: «Купите вот эту новенькую машину», Смысл таких призывов очевиден: походы по магазинам помогли бы не только укрепить чуть пошатнувшуюся экономику, но и вернуть жизнь в привычное русло.

Потребительский бум в США

Впрочем, и задолго до того, как призывы вроде «налетай, покупай!» обрели своеобразно смешанную форму патриотического долга и психотерапевтической процедуры, американцев хлебом не корми — дай только прошвырнуться по магазинам. Как же в Соединенных Штатах успевают подсчитывать быстро и неуклонно возрастающий потребительский спрос? Да и что он собой представляет — заслуженную награду за чьи-то труды или умение добиться экономического преимущества в бесклассовом обществе?

Самое немудреное объяснение потребительского бума заключается, пожалуй, в низкой стоимости товаров массового спроса: они и впрямь до того дешевые, что куда проще, к примеру, купить новый фен, чем чинить старый, перегоревший, — а это, в свою очередь, дает ощущение свободного выбора. Быстротечность тенденций, отражающая неизбывное стремление к переменам, говорит о том, что американцы и наружность свою меняют, как перчатки. И все же, как ни странно, многие американцы предпочитают покупать одежду и домашнюю утварь в центральных магазинах — как бы в подтверждение того, что ради спокойной жизни в современном суетном мире порой не грех поступиться святыми индивидуалистическими принципами.

Многие товары, которые в других странах считаются роскошью, в Штатах — не более чем предметы первой необходимости, обеспечивающие удобство в повседневной жизни. Второй автомобиль служит для поездок на работу. Телевизоры и компьютеры в спальнях — свидетельство того, что у домочадцев всегда есть свобода выбора. Большие издержки на рабочую силу и стремление к уединению заставляют людей приобретать всевозможные приспособления, облегчающие труд по дому В результате экономятся время и силы, которые можно пустить на другие полезные дела. Твердо веря, что завтра должно быть лучше, американцы знают, что всегда смогут за это заплатить. И «пустая» кредитная карточка для них, в отличие от граждан других стран, — сущий позор.

Центр жизни во всяком пригороде сосредоточен на главной улице. Там люди семьями ходят по магазинам, в закусочные и в кино. Там же подрабатывают или просто собираются подростки. А бабуси накручивают километры, выгуливая из конца в конец своих внучат.

Приезжим Америка кажется торговым раем: тут тебе и цены низкие, и товаров сколько душе угодно. Притом на любой вкус — от изысканных, штучных поделок коренных американцев до расхожих сувенирных статуэток в образе вечно юной Госпожи Свободы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *