Поступление в бизнес-школу

Бизнес-школы заинтересованы в ярких, умных, склонных к лидерству и инновациям кандидатах, имеющих ценный опыт работы и способных после окончания школы внести значительный вклад в развитие международного бизнеса. Успешная карьера выпускников очень важна для репутации школы.

Поступление в бизнес-школу

Конкурс среди абитуриентов ведущих западных бизнес-школ очень высок, и вам придется соревноваться с лучшими менеджерами всего мира. Однако это не причина сдаваться — просто докажите, что не только вам нужен Wharton или Harvard, но и вы нужны ему. В процессе поступления продемонстрируйте умение стратегически мыслить и принимать верные решения, а также стремление к успеху и готовность идти на риск.

Поскольку каждое учебное заведение руководствуется собственной политикой приема студентов и имеет свою специфику, необходимо как можно лучше выяснить критерии отбора в школе, в которую вы решили поступать.

Процедура поступления на программу МВА

Существует общая, относительно стандартная процедура, которой придется следовать, если вы хотите стать студентом программы МВА на Западе. Она состоит из следующих этапов:

  • Сдача двух экзаменов (GMAT и TOEFL)
  • Заполнение всех необходимых аппликационных форм
  • Перевод диплома и заверение его у нотариуса
  • Отправка в школу рекомендательных писем
  • Написание эссе
  • Составление резюме
  • Прохождение интервью (если необходимо)

Рассмотрим каждый из этих этапов подробнее.

TOEFL — Test of English as a Foreign Language

Тест TOEFL (Test of English as a Foreign Language) существует с 1964 года. Он был разработан специально для академических целей. TOEFL необходимо пройти всем, кто хотел бы поступить в университеты и бизнес-школы США.

Формы сдачи теста TOEFL
На данный момент возможны два варианта сдачи TOEFL: на бумаге (paper-based) и в режиме онлайн (intermet-based, iBT). «Компьютерный» тест (computer-based, cBT) перестал проводиться с 1 сентября 2006 года. В Москве сдается только интернет-версия TOEFL.

Письменная, или «бумажная» форма (paper-based). «Бумажная» форма включает в себя три раздела и 30-минутный письменный тест. Полное время тестирования — около трех с половиной часов.
Интернет-форма (iBT). Введение нового формата — Internet-Based Testing — началосьj] 2005 году. В России новый формат официально был введен в марте 2006 года.

Тест формата iBT включает в себя четыре раздела. Общее время экзамена — около четырех часов.

Экзамен GMAT

GMAT (The Graduate Management Admission Test) — тест, результаты которого засчитывают более 1500 бизнес-школ по всему миру. Ежегодно тестирование проходят около 200 тысяч человек. Тест разработан в США, но используется и в других странах. Существует ряд аналогов GMAT, но популярны они, как правило, в неанглоязычных странах.

Джордж Бикерстаф (George Bickerstaffe), эксперт Which MBA Online, утверждает: «Если бы теста GMAT не существовало, его бы все равно пришлось изобрести. Переход программ бизнес-образования на международный уровень привел к тому, что школам сегодня требуется стандартный инструмент для оценки кандидатов из разных стран мира».

В большинстве случаев GMAT представляется абитуриентам сложным испытанием, так как для поступления в ведущие бизнес-школы требуется получить высокие результаты (в свою очередь, результаты GMAT поступивших в школу влияют на ее место в рейтингах), Правда, европейские школы относятся к этому показателю не так строго, как американские, В некоторых учебных заведениях, например в британской Bradford School of Management, проводится собственное тестирование, хотя иностранным студентам требуется сдавать GMAT.

Поскольку существует лишь один вариант экзамена на английском языке, а тесты множественного выбора для некоторых культур являются непривычными, то результаты существенно различаются от страны к стране. Особенно сложно тест дается японцам и жителям других азиатских государств. Тем не менее члены приемных комиссий школ утверждают, что знакомы с этим обстоятельством и принимают его во внимание.

Вы можете сдать экзамен в любое время года в любом специализированном центре GMAT. Экзамен можно сдавать один раз в месяц, но не чаще пяти раз. Если вы делаете больше попыток, то новые результаты не сохраняются, а оплаченный чек пропадает. Поэтому не стоит зря тратить силы и время. Перед тестированием нужно заранее зарегистрироваться по факсу, телефону или почте.

Аппликационные формы

Каждая школа требует при поступлении заполнения специальных бланков заявления — аппликационных форм.

Копия и перевод диплома

Частью пакета документов, подаваемых в бизнес-школу при поступлении, является копия диплома о высшем образовании и его перевод, заверенный нотариально.

Перевод диплома (transcript, «транскрипт») не играет решающей роли при поступлении, тем не менее его наличие необходимо. Этот документ позволяет учебному заведению составить ясное представление о специфике вашего первого высшего образования.

Диплом, который вы получаете в вузе, состоит, как правило, из двух частей: документа, удостоверяющего получение высшего образования (собственно диплома), и вкладыша к нему. Строго говоря, «транскрипт» — это копия вкладыша, переведенная на требуемый иностранный язык. Нужно сделать две копии — на английском и русском языках. Сам диплом также переводится дословно и прилагается к «транскрипту».

«Транскрипт», как и вкладыш, должен содержать полную информацию о том, какие зачеты, промежуточные и итоговые экзамены вы сдали за время обучения. В нем перечисляются названия всех пройденных учебных дисциплин, указывается (в часах) общая длительность каждого прослушанного вами курса и все полученные оценки.

Многие абитуриенты бизнес-школ отмечают, что лучший способ подготовить переводы — сделать их самим и после принести и проверить их с представителем кафедры английского языка или бюро переводов. Это существенно дешевле, чем заказывать полный комплекс услуг в переводческом бюро.
Все эти документы должны быть заверены и представителями вуза. Хотя если речь идет об Executive MBA, достаточно нотариального заверения.

Некоторые школы относятся к первому высшему образованию очень серьезно, обращая внимание на средний балл (GPA — Grade Point Average), на количество часов, отведенных каждой дисциплине. Во вкладыше и «транскрипте» также должна быть запись о том, на какую тему вы защитили дипломную работу и какую практику (стажировку) прошли в процессе обучения. Здесь же приводятся и соответствующие оценки.

При этом рекомендуется пояснить особенности местной (российской) системы аттестации, поскольку шкала оценки в разных странах разная. Сообщите, что отметка «5» означает «excellent», «3» — «satisfactory» и так далее.

Очень часто школы направляют кандидатам специальную аппликационную форму — Transcript Request Form. Сначала нужно запросить или взять из аппликационных материа-
лов бизнес-школы Transcript Request Form. Это стандартная для каждой программы МВА форма, бланк которой входит в комплект присылаемых вам для заполнения документов, Количество вопросов, на которые необходимо ответить представителю института, может колебаться от 3 до 10. Это, как правило, те же самые сведения, что и в дипломе и его приложении: общие факты о вас и о том, где вы учились, среднем балле и т.д.

Форма должна быть подписана и заверена представителем вуза, а лучше всего — кафедрой английского языка. Ее должен заполнить один из сотрудников учебного заведения, которое вы окончили.

Кроме того, обратите внимание на то, какие требования выдвигает школа к отправке писем. Некоторые школы просят прислать не один, а два конверта с одинаковыми данными (то есть все необходимо делать в двух экземплярах). Встречаются и другие нюансы. «Я отправила пакеты документов в приемные комиссии бизнес-школ, но они пришли обратно, — рассказывает российская выпускница San Jose State University Татьяна Эктон, -Оказывается, отправителем обязательно должен был быть вуз, который я окончила, но ни в коем случае ни я сама. К тому же помимо вузовской печати и подписи заведующего кафедрой на всех документах такие же печать и подпись должны стоять и на месте склейки конвертов. На переделку писем ушло много времени и сил, но, к счастью, я успела подготовить их вовремя».

Конечно, вкладывать в конверт оригиналы диплома и приложения не стоит — потом будет очень сложно получить их обратно. Но не помешает взять оригиналы с собой на интервью (бывают случаи, хоть и нечасто, когда приемная комиссия требует показать настоящий диплом).

Работа над «транскриптом» может показаться рутинной и чересчур формальной. Несмотря на это, к ней нужно отнестись серьезно. Ошибки или неточности в «транскрипте» способны перечеркнуть все остальные усилия, поскольку неправильно составленные документы просто не будут рассматриваться приемной комиссией бизнес-школы.

Рекомендательные письма

При написании рекомендательных писем необходимо соблюдать ряд правил. Во-первых, должно быть четко понятно, кем приходится рекомендатель рекомендуемому. Это могут быть отношения: начальник — подчиненный, партнер — партнер, преподаватель — студент и т.п. Из текста письма должно быть ясно, где и при каких условиях рекомендатель познакомился с кандидатом. Рекомендатель должен описать собственный статус и профессиональную позицию по отношению к поступающему. В письме требуется продемонстрировать, что рекомендатель хорошо знаком с работой, образованием, карьерными устремлениями кандидата и высоко их ценит. Естественно, характеристика в рекомендательном письме должна даваться в благожелательном тоне.
Большая часть рекомендаций должна быть написана людьми, знающими вас в контексте профессиональной среды. Однако письма от тех, кто может оценить ваш академический опыт, также важны. Очень хорошо воспринимается, если рекомендатели — граждане разных государств. Это связано с ориентацией многих программ МВА на воспитание менеджев «глобального масштаба», способных работать в любой точке мира. Желательно, чтобы автором хотя бы одной характеристики был не российский гражданин.

В целом, в рекомендательном письме указываются профессиональные достоинства поступающего, его навыки, лидерские качества и потенциальные возможности в избранной сфере деятельности. Рекомендации должны быть написаны на хорошем английском языке и соответствовать тексту эссе и других документов. В большинстве бизнес-школ имеются стандартные бланки рекомендательных писем.

При подготовке письма необходимо встретиться с рекомендателем и объяснить ему все необходимые условия. Предоставьте в его распоряжение все имеющиеся материалы: «транскрипт», эссе, резюме и т.д. Нужно чтобы автор письма знал, какие у вас есть награды, в каких исследованиях вы участвовали, где проходили дополнительное обучение, к каким сообществам принадлежите, в чем заключается специфика вашего социального опыта, ‘екомендующий вас человек должен располагать достаточным временем для обдумывания и составления письма. Не забудьте сообщить ему о временных ограничениях и сроках поступления в школу.

Обратите внимание на то, что приемная комиссия читает рекомендательные письма чень внимательно.

Эссе

Написание эссе — это очень важная часть процесса поступления. В свободной форме вы должны рассказать приемной комиссии о том, почему вам необходимо получить степень МВА именно в выбранной школе. Эссе должно быть составлено просто и грамотно. Не следует повторять сухие факты, приведенные в резюме, тем не менее важно, чтобы соблюдалось строгое соответствие им.
Примените всю свою изобретательность, чтобы привлекательно описать события, которые кажутся вам важными. Если вы действительно готовы учиться на программе МВА в западной бизнес-школе, то скорее всего в вашей профессиональной жизни найдется достаточно фактов, которые необходимы для блестящего эссе. Не используйте примеры из чужих сочинений, однако обязательно ознакомьтесь с ними, чтобы понять общий стиль письма. Понятно, что число причин, по которым кандидаты хотят получить степень МВА, ограничено. Тем не менее постарайтесь, чтобы ваше эссе в чем-то было уникально.

При поступлении в бизнес-школу вам, вероятнее всего, потребуется написать не одно, а несколько эссе. Их темы варьируются в зависимости от специфики школы. Анализируя ваш рассказ, приемная комиссия получает субъективную информацию о вас и ваших способностях. С помощью эссе можно понять и вашу собственную оценку себя самого.

Следующие советы помогут вам организовать и упростить вашу работу и написать оптимальное по форме и содержанию сочинение.

  1. Строго следуйте предложенной теме.
  2. В вашем эссе главное — это содержание. Хорошо подумайте над тем, какую именно
    информацию вы хотите донести до читателя.
  3. Избегайте чересчур сухого, формального стиля. Использование профессионального
    языка воспринимается достаточно хорошо, но живые интонации тоже не помешают.
  4. Используйте подзаголовки, так как хорошо структурированный текст легче читается.
  5. Следите за объемом текста и ориентируйтесь на требуемый формат. Некоторые
    школы очень серьезно относятся к соблюдению этих условий.
  6. Стремитесь к краткости. Постарайтесь при редактировании эссе вычеркнуть все лишнее. Помните, краткость — сестра таланта.
  7. Будьте щедры на детали и иллюстрации. Старайтесь передать специфику вашей конкретной практической деятельности, не увлекайтесь общими описаниями. Школу интересует именно ваша личная история.
  8. Если английский — ваш второй язык, сообщите об этом в эссе. Владение иностранным языком — это большое преимущество, а сотрудник приемный комиссии далеко не всегда помнит, какой язык является для вас родным.

Резюме

Резюме следует составлять особенно тщательно, учитывая специфику требований каждой бизнес-школы. В большинстве аппликационных форм содержится просьба описать ваш профессиональный опыт. Школы серьезно рассматривают этот пункт при вынесении решения. Поэтому не ограничивайтесь перечислением последних мест работы. Включите в резюме всю информацию о ваших публикациях, наградах, членстве в профессиональных сообществах.

Помните, что школа заинтересована в привлечении кандидатов с интересным и серьезным профессиональным опытом. Именно они могут внести значительный вклад в работу класса. Это важно для репутации школы и имиджа программы в среде студентов и выпускников.

Резюме, которое пишется при поступлении в бизнес-школу, несколько отличается от обычного резюме при приеме на работу.

Интервью

Интервью не является непременной частью процесса поступления. Например, в бизнес-школе Wharton решение о нем принимает сам абитуриент. Однако в некоторых учебных заведениях собеседование обязательно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *