Особенности системы высшего образования за рубежом

Чтобы принять решение о том, стоит ли ехать учиться за границу, необходимо понять основы зарубежной образовательной модели ее отличия от российской. Хотя во всех странах есть своя специфика, можно говорить об определенном наборе базовых принципов, которые формируют характерные черты всей системы. Особенно они заметны в англосаксонской модели, которая сложилась в Великобритании, а затем была заимствована всеми прочими англоязычными странами.

Система образования за рубежом

Особенности системы высшего образования за рубежом1.  Начальная школа. Обязательное базовое образование, длительность обучения — 6-7 лет.
2.  Средняя школа и старшая средняя школа. Появляется вариативность, ученик выбирает интересующую его специализацию — 5-6 лет. Последние несколько классов — углубленная подготовка к поступлению в университет.
3.  Колледжи различных типов (Community Colleges, Colleges of Further Education, Polytechnics, Institutes of Technology и пр.). В основном, предлагают программы профессиональной подготовки. Однако на их базе реализуются также подготовительные (Foundation Courses) и бакалаврские программы.
4. Университеты и приравненные к ним по статусу учебные заведения. Предлагают бакалавра, магистра и доктора наук.

Англосаксонская модель предлагает три ступени: бакалавр (3—4 года); магистр (1—2 года); доктор наук (3-4 года).

Название степени и длительность обучения зависят от изучаемой специальности, как правило, обучение медицине, ветеринарному делу, архитектуре, инженерному делу на бакалаврском уровне длится дольше — от пяти до семи лет.

После получения степени Bachelor of Arts/Science следует так называемый «последипломный уровень» (Postgraduate level). Его основа  магистерские программы, ведущие к получению степеней Master of Arts/Science. Их дополняют варианты повышения квалификации с получением Postgraduate Certificate или Postgraduate Diploma.

Высшей академической квалификацией считается докторская степень (Doctor of Philosophy, PhD). Ее получение требует в среднем трех лет учебы и исследований. По их результатам пишется и защищается диссертация.
Конечно, существует и определенная национальная специфика. Например, в Германии пока очень распространены аналогичные российским программы подготовки так называемых дипломированных специалистов длительностью пять лет. Однако в последние годы преобладает тенденция к унификации. В государствах Европейского союза меры по ее достижению осуществляются в рамках так называемого «Болонского процесса» (кстати, Россия в 2003 году тоже присоединилась к нему). Провозглашена цель построения к 2010 году единой общеевропейской зоны высшего образования, в пределах которой обеспечивалось  бы  взаимное  признание   всех  дипломов.   Способом достижения этой цели выбрано повсеместное внедрение трехуровневой системы высшего образования (бакалавриат + магистратура + докторантура; по срокам обучения это 3+2+3 и 4+1+3), а также введение системы универсальных единиц учета нагрузки European Credit Transfer System; академическая мобильность студентов и преподавателей; контроль качества высшего образования и создание единого европейского исследовательского пространства. Правда, допускается «интегрированная магистратура», когда абитуриент обязуется доучиться до степени магистра, то есть степень бакалавра «поглощается» в процессе. Кроме того, медицинские вузы, вузы искусств и другие специальные вузы могут придерживаться других, в том числе многоуровневых моделей.

Еще нужно подробнее сказать о таком фундаментальном элементе системы, как единицы учета академической нагрузки. Их обычно называют «кредитами» (credits, используются также обозначения points и units). Учебный план в зарубежных вузах студент формирует сам, дополняя обязательные дисциплины предметами по выбору. Они могут быть самыми различными, из совершенно разных областей. Чтобы обеспечить «прозрачность» и единство академических требований, курсы оцениваются в этих самых «кредитах». Для получения степени необходимо набрать требуемое учебным заведением их количество.

В рамках одной страны (провинции, штата, региона) в аккредитованных учебных заведениях признаются кредиты, полученные в аналогичных институтах. Это придает всей системе невероятную гибкость, делая возможным, в частности, переход из колледжа в университет (для последующего получения степени бакалавра).

Таким образом, образуетря масса альтернативных путей, которые можно комбинировать для получения степени. Нужно отметить также многообразие типов высших учебных заведений за рубежом. В частности, во всех странах, помимо университетов, существуют также «университетские колледжи» — вузы с небольшим количеством студентов (2—3 тыс. против 10—30 тыс. в обычном «полноразмерном» вузе). А кроме них — специализированные высшие учебные заведения: технологические университеты, высшие школы экономики и менеджмента, академии и колледжи изящных искусств, консерватории.

Более того, в последнее время различия между университетами — в классическом понимании этого слова — и прочими типами высших учебных заведений стираются. В США и Канаде колледжи и технологические институты имеют право самостоятельно присваивать бакалаврские, а с недавних пор — и магистерские степени прикладного характера (Associate Degree in Applied Science, Bachelor of Applied Science). В других странах можно начать обучение в колледже, а закончить — в университете (один или два последних года). Этим можно воспользоваться для проникновения в систему — при условии, что потом вы найдете в себе силы получить магистерскую степень в более престижном учебном заведении, и тогда работодатели будут смотреть на нее, не интересуясь особо, где была получена предыдущая степень.

Непосредственно университеты делятся на обычные (классические) и специализированные — например, технологические, а также университетские колледжи. Все высшие учебные заведения делятся на государственные и частные (в том числе принадлежащие церкви). Независимо от формы собственности, их финансирование осуществляется из различных источников, включая средства из государственных или региональных бюджетов, правительственных или частных фондов, пожертвования выпускников и т. д.

Обучение ведется на факультетах (которые называются либо «школами», School, например, Law School — это факультет права, либо колледжами, College). Некоторые факультеты предназначены только для обучения на последипломном уровне (Graduate School), кое-где сохранились и колледжи резидентарного типа, в которых студенты и учатся, и живут (Оксфорд, Кембридж и пр.). Факультеты, в свою очередь, делятся на кафедры (Department) по направлениям.

Первые средневековые университеты состояли из четырех факультетов: теологического, юридического, медицинского и свободных искусств. В наши дни структура зарубежных университетов включает от трех-четырех до 19-20 факультетов.

Качество преподавания — неоднородно, престижные вузы есть как среди частных, так и среди государственных. Сориентироваться можно по рейтингам, публикуемым национальными средствами массовой информации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *