Особенности поступления в университет за рубежом

Поступление в университеты различных стран имеет свои особенности. Однако в большинстве случаев все сводится к следующим вещам:

  • предварительное обучение, в России или за рубежом (чтобы выучить язык, покрыть разницу в длительности школьного образования);
  • сдача языкового теста, при необходимости — еще и академического теста;
  • подготовка пакета необходимых документов, на основе которых и проводится отбор.

Особенности поступления в университет за рубежом

С точки зрения тактики можно выделить четыре наиболее распространенных пути проникновения в зарубежный вуз, используемых абитуриентами из России:

  • через зарубежные средние школы;
  • через подготовительные программы Foundation;
  • через прочие («трансферные») программы колледжей;
  • напрямую.

Выбор тактики определяется индивидуально, исходя из целей и способностей каждого конкретного абитуриента. В любом случае, всему этому предшествует нулевой этап — изучение иностранного языка.

Нулевой этап — изучение языка

Интенсивные занятия иностранным языком специалисты рекомендуют начинать уже при достижении ребенком возраста 5—7 лет. Особенно они важны в школьные годы, когда уровень восприимчивости материала высок. Объем знаний, обеспечиваемый российской средней школой (даже специальной), как правило, недостаточен. Требуются дополнительные занятия — с репетитором, на курсах.

Выбор курсов или преподавателя для индивидуальных занятий в России, как правило, не вызывает особых сложностей. Предложение — по крайней мере, в крупных городах — достаточно разнообразно, рекламу школ можно найти в прессе.

При достижении уровня Intermediate может идти речь о краткосрочной поездке на учебу в зарубежную языковую школу. Такой опыт позволяет снять «языковой барьер» путем погружения в среду. Кроме того, его можно рассматривать как психологическую подготовку к последующему длительному обучению за рубежом. Первая поездка может быть в составе группы, хотя в дальнейшем желательно все же получить опыт индивидуального пребывания.

На ранней стадии изучения языка подойдет базовый курс (например, General English), предполагающий занятия в группе численностью 12-15 человек с интенсивностью 20-25 уроков в неделю. Он может быть предложен также в мини-группах (4—8 человек) или с повышенной интенсивностью (25—30 уроков), а также в комбинации групповых и индивидуальных занятий или вовсе в индивидуальном режиме. На базовом курсе построены и каникулярные групповые программы, сочетающие обучение и отдых.

Для серьезно настроенных на поступление абитуриентов можно порекомендовать долгосрочные курсы общего английского (General English), называемые «академический год» (Academic Year). Они предусматривают 8-10 месяцев занятий с интенсивностью 15-25 часов занятий в неделю. Как правило, групповые занятия с индивидуальными или так называемыми опциями (например, по подготовке к сдаче тестов). Стоит отметить, что некоторые школы США и Канады имеют соглашения с отдельными университетами, согласно которым учащиеся длительных программ, успешно завершившие обучение, принимаются в вуз без сдачи TOEFL. Вступительные требования — возраст 16 лет и старше, владение языком на базовом уровне.

Но гораздо более полезен курс языка для академических целей — для английского его название English for Academic Purposes (EAP). Он предполагает освоить академическую терминологию, овладеть некоторыми учебными навыками (конспектирование, написание эссе и пр.). Продолжительность типичной программы ЕАР составляет 8-12 недель при интенсивности занятий 20-25 часов в неделю. Чтобы поступить на такую программу, необходимо владеть английским на среднем уровне и выше (Intermediate/Upper Intermediate level).

Наконец, для готовящихся к сдаче тестов можно порекомендовать специализированные курсы (Exam Preparation). Учебный план включает «натаскивание» на типовые задания именно того экзамена, который вам предстоит сдавать, — TOEFL, IELTS и пр. На занятиях вас ознакомят с форматом теста, укажут на «подводные камни» при сдаче, натренируют на выполнение типичных заданий. Минимальный период обучения — 8 недель, уровень владения языком — не ниже Intermediate level.

Если вам исполнилось 18 лет, стоит обратить внимание на языковые центры при колледжах и университетах. Их программы ориентированы непосредственно на абитуриентов и учитывают требования данного конкретного вуза или в целом высших учебных заведений страны. Расчетная длительность учебы — обычно один-два семестра. От поступающих требуется владение языком на уровне не ниже среднего (Intermediate level).

Стандартом преподавания за рубежом является коммуникативная методика, направленная на развитие основных языковых навыков. Преподаватели стараются оживить уроки различными ролевыми играми, широко применяются современные аудио и видеопособия. Распределение по группам производится на базе предварительного тестирования. Для оценки знаний учащихся используются шкала ступеней, от Beginner до Proficiency.

В качестве основного варианта проживания предлагается размещение в принимающей семье (host family). Это уникальная возможность познать жизнь, культуру, быт и обычаи страны изнутри, а также постоянно практиковаться в языке в неформальной обстановке. Стандарт — это проживание в двухместной комнате с питанием (по будням — только завтрак или завтрак + ужин, по выходным — трехразовое питание). За дополнительную плату можно занять отдельную комнату (single acco-modation), иногда даже с собственной ванной комнатой.

Учащимся от 18 лет (или при поездке в составе группы) может быть предложено проживание в общежитии (residence). Оно предусматривает, как правило, питание в столовой общежития. Размещение осуществляется в одно- или двухместных комнатах, уровень комфорта при этом не очень высокий.

Могут быть также предложены места в общежитиях с возможностью готовить самостоятельно, что дает возможность немного сэкономить на питании. Наконец, для взрослых учащихся всегда существует альтернатива поселиться в отеле.

Стоимость обучения и проживания

Две недели обучения и проживания с учетом всех сопутствующих расходов могут стоить около $1—1,2 тыс. В Великобритании, к примеру, стоимость недели обучения (без проживания и питания) обходится в 150-200 GBP, во Франции — 170-250 EUR, в Испании — 120-150 EUR, в Италии — 135-150 EUR, в Германии – 30-50 EUR.

Заокеанские страны стоит рассматривать только при возможности учиться месяц и дольше. В Канаде месяц обучения будет стоить 600-1000 CAD, в Австралии — 1080-1400 AUD, в Новой Зеландии — 1280-1550 NZD. Но нужно учитывать также стоимость авиабилета.

Расходы на проживание в семье тоже сильно разнятся. В Великобритании, к примеру, это в среднем 90-125 GBP в неделю, в зависимости от условий (только завтраки, полупансион или полный пансион). Причем в Лондоне все варианты будут стоить несколько дороже. А еще необходимо оплатить регистрационный сбор при зачислении (50— 70 GBP), сбор за подбор варианта проживания (40-50 GBP).

Прочие расходы сводятся к стоимости авиабилета, трансфера из аэропорта до места учебы и проживания, оформления визы.

Как правило, в столичных, крупных и сетевых школах обучение обычно дороже, но там шире выбор программ, больше вариантов проживания и пр. В небольших языковых центрах стоимость ниже. Курсы в курортных городах и столицах обойдутся дороже, чем в провинции. Взрослые могут сэкономить на факторе сезонности, поехав не летом, а осенью, весной или зимой.

Языковые школы

Учтите, что по визовым требованиям во многие странах не все школы имеют право пришлашать иностранных абитуриентов. Дети в возрасте до 14 лет, как правило, могут поехать только в составе группы или в сопровождении родителей.

Подготовительные отделения (программы Foundation)

Название Foundation произошло от английского «основание, фундамент». Объединяемые этим термином подготовительные программы представляют собой сочетание занятий по ряду академических дисциплин, изучения иностранного языка (например, Academic English) и академических навыков (Learning Skills).

К примеру, в Великобритании Foundation предусматривает углубленное изучение трех — пяти дисциплин. Среди них могут быть право, бизнес, экономика, математика, информационные технологии, химия, биология, социология, политология, дизайн. Конкретный состав «набора» зависит от того, какую профессию намерен получить абитуриент. Плюс курсы по учебным навыкам (конспектирование, написание эссе, сбор информации для подготовки устных докладов и пр.). Учебная нагрузка составляет 20-25 часов в неделю.

В рамках языковой программы учащиеся углубленно изучают грамматику, навыки письменной речи, осваивают академическую терминологию. В качестве отдельной опции может выступать подготовка к сдаче языкового экзамена (например, IELTS или TOEFL).

Программы данного типа реализуются на базе различных типов образовательных учреждений. Самый распространенный вариант — программы на базе отдельных колледжей, государственных или частных. Второй вариант — это когда Foundation предлагается непосредственно при университете. В этом случае вуз формирует учебный план, осуществляет контроль за качеством подготовки и обязуется автоматически зачислить на первый курс выпускников, выполнивших установленные требования. Наконец, встречаются программы на базе крупных языковых школ, заключивших соответствующие партнерские соглашения с одним или несколькими университетами.

Как правило, такие программы рассчитаны на академический год (10 месяцев). В ряде случаев предлагаются опции различной длительности (Extended — Standart — Accelerated) в зависимости от уровня владения языком.
Курсы Foundation распространены довольно широко. В Австралии, к примеру, Foundation давно является особым сектором образовательного, бизнеса: из 39 университетов подготовительные курсы имеют 25. Кроме того, такие курсы организуют австралийские частные колледжи, институты. А в Германии существуют особые колледжи (Studien-Kolleg), фактически являющиеся подготовительными отделениями университетов, при которых они действуют. Для их выпускников резервируются места на первом курсе.

Преимущества обучения на Foundation на базе колледжей — относительно низкая стоимость (на 30—50% ниже, чем в университете), небольшие группы, персональное внимание преподавателей. Средний колледж имеет гораздо меньше учащихся, чем университет. Сотрудники службы по работе с иностранными студентами помогают оформить пакет документов на поступление, могут сориентировать тех, кто еще не определился с выбором специальности.

В качестве примера можно привести Higher Education Foundation Programme (HEFP) на базе Уорвикского университета (Великобритания). Она существует уже более 20 лет. Результативность подготовки — 100%-ное поступление учащихся в университеты. Программа предусматривает пять областей специализации: право; бизнес; социальные науки; естественные науки и инженерное дело; химия и биология. Программа реализуется на базе Solihull College, Stratford upon Avon College и Warwickshire College. Стоимость обучения составляет 8,15 тыс. GBP в год, проживания — около 7 тыс. GBP в год.

Стоимость программ Foundation в разных странах различается. В Великобритании нужно заплатить 5—7 тыс. GBP за полгода (только обучение). В Ирландии — 8 тыс. EUR за год (на базе University of Limerick). В Австралии — 12—16 тыс. AUD за 30—40 недель (на базе Taylors College). К этим ценам нужно прибавить плату за проживание.

Обычно для поступления на программы Foundation необходимо предъявить аттестат о среднем образовании и сдать тест TOEFL с результатом от 180—195 баллов по «новой» шкале. В качестве альтернативы подойдет результат сдачи IELTS (от 5,5 балла). Возраст поступающего должен составлять не менее 18 лет. Обычно взимается также небольшой регистрационный взнос, иногда — депозит при зачислении на программу.

При выборе программы Foundation на базе колледжа необходимо обратить внимание на следующие моменты. К поступлению в какой Университет (или университеты) готовит программа? Насколько велик процент зачисляемых по ее итогам? Каков ее учебный план, подходит ли он под выбранную специализацию? Какие варианты размещения предлагаются? Каков национальный состав учащихся?

«Трансферные» и прочие программы на базе колледжей

На базе многих крупных колледжей, «политехников» и технологических институтов организованы так называемые трансфер-ные программы, позволяющие сначала два-три года отучиться в колледже, а затем еще один-два — в университете, получив в итоге степень бакалавра. Фактически речь идет о переводе из колледжа в определенный вуз, с которым имеется соглашение, иногда даже в другой стране. Зачет изученных предметов осуществляется через систему «кредитов».

Такие программы распространены в США, Канаде, Австралии. Преимущества обучения на них — это небольшие классы в колледжах, относительно низкая стоимость и более легкое поступление в колледж. Однако нужно принять во внимание, что в большинстве случаев в качестве партнеров выступают не очень престижные университеты. Именно они наиболее активны в развитии внешних и международных программ. Так, многие университеты Австралии имеют соглашения такого рода с колледжами в странах Азии (Китай, Сингапур, Индонезия, Малайзия и пр.).

Колледжи в большинстве стран — это профессиональные учебные заведения, аналоги российских техникумов. Они призваны обслуживать потребности в рабочей силе своего региона (города, округа). Присваиваемые квалификации в большинстве случаев — это профессиональный сертификат, диплом. Такие профессиональные программы выбирают чаще всего те, кто хочет как можно быстрее начать работать по специальности. Обучение на таких программах в ряде случаев может быть признано достаточной альтернативой Foundation. Например, проучившись семестр-другой на дипломной программе, можно перевестись в университет (по той же специализации) с зачетом прослушанных курсов.

Наконец, некоторые колледжи и технологические институты имеют право самостоятельно присваивать ряд степеней бакалаврского уровня и прикладного характера (Associate Degree in Applied Science в США, Bachelor of Applied Science в Канаде и пр.). Возможно обучение на такую степень по наиболее востребованным специальностям: гостиничный менеджмент, информационные технологии, уход за больными и пр. Полученный диплом может стать основой для продолжения обучения на магистерскую степень.

Стоимость обучения обычно ниже, чем в университетах, на 30-50%. Вступительные требования — те же, что и на программах Foundation.

Поступление в университеты напрямую

Бакалаврские программы
Поступление напрямую на бакалаврские программы возможно, но предусматривает соблюдение всех требований, предъявляемых к абитуриентам из-за рубежа, — академической квалификации, возраста, уровня владения иностранным языком. И тут перед выпускниками российских школ встают, как минимум, две проблемы. Первая — разница в сроках школьного обучения (11 лет у нас и 12, как правило, за границей), вторая — недостаточный возраст (принимают обычно с 18 лет). Впрочем, есть страны, где лояльно относятся к российскому аттестату и/или отсутствуют возрастные ограничения при приеме в вузы. Это Чехия, Канада, Франция, частично Швейцария.

Поступление на бакалаврские программы в зарубежный вуз — это обычно «конкурс аттестатов» с заблаговременной сдачей языковых и академических тестов. Такая модель позволяет свести к минимуму «человеческий фактор», исключить влияние субъективного мнения.
Пакет документов должен включать:

  • заполненную анкету-заявку;
  • аттестат с хорошими оценками;
  • результаты сдачи языкового теста (TOEFL, IELTS и пр.);
  • результаты сдачи академического теста (если требуется);
  • 1—2 рекомендации;
  • сопроводительное письмо;подтверждение оплаты регистрационного взноса.

Если у Вас слабые оцени то как правило нужно выбирать университеты и специальности без конкурса.

Это общая модель. Существуют исключения. Например, некоторые элитные вузы проводят собеседование и свой экзамен (Оксфорд и Кембридж в Великобритании). Есть своя специфика при поступлении на творческие специальности, в частности, большую роль при этом играет портфолио — подборка работ абитуриента (рисунков, картин, фотографий, коллажей, эскизов костюмов и пр.). В музыкальных вузах проводят устные и письменные вступительные экзамены (теоретические знания, владение инструментом, вокал). Этот ряд примеров можно продолжить.

К сожалению, есть и существенные ограничения. Для некоторых особо популярных специальностей предусмотрены ограничения для иностранных абитуриентов. Как правило, крайне сложно поступить на программы по медицине, стоматологии, фармацевтике, ветеринарному делу, праву, психологии, журналистике.

При выборе учебного заведения необходимо учитывать разницу в стоимости получения высшего образования для иностранцев в различных странах. Некоторые из них (Германия, Франция, Чехия, Швеция) не взимают плату с иностранных студентов, ограничиваясь только чисто символическими взносами и оплатой проживания. Но самый распространенный вариант — это когда иностранцев обязывают платить в несколько раз больше, чем их собственные граждане. Такая модель действует в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Ирландии и т. д.

Стоимость в значительной степени зависит от типа выбранной программы. К примеру, теоретические курсы стоят дешевле, чем те, которые предполагают проведение лабораторных работ, использование различных расходных материалов. В их число попадают программы по естественным наукам, инженерному делу. Еще более высокую стоимость имеют программы по медицине и стоматологии, включающие клиническую практику. Как правило, дороже всего обходятся магистерские программы по бизнес-администрированию, завершающиеся присвоением степени MBA (Master of Business Administration).

Надо принимать во внимание также стоимость жизни в различных городах и регионах выбранной страны. В столице она самая высокая, в больших городах чуть ниже, в маленьких провинциальных — самая низкая.Нужно учесть все сопутствующие расходы. Например, различные обязательные выплаты: студенческие взносы (activity fee), плата за пользование инфраструктурой (computer fee и пр.), за копирование учебных материалов (copyright fee за использование авторских прав) и пр. Иногда взимается отдельная плата за получение диплома.

Важная статья расходов — проживание. Каждое учебное заведение располагает своими возможностями, условия существенно варьируются. Типовые варианты таковы: комната в студенческом общежитии на территории кампуса; комнаты в студенческом общежитии или резиден-тарном комплексе за пределами кампуса; проживание в арендованной квартире (комната или однокомнатная отдельная квартира). При размещении в общежитии необходимо внести депозит, являющийся страховкой на случай возможной порчи имущества.

Необходимо учитывать транспортные расходы. Правда, в большинстве случаев их можно свести к стоимости студенческого проездного билета или подержанного велосипеда. Как правило, обязательным является оформление полиса медицинского страхования.

Потребуются деньги на покупку учебников. Цены варьируются в зависимости от программы, но учтите, что книги за рубежом стоят значительно дороже, чем в России. Например, в МП (США) расходы на учебники оцениваются администрацией в $2,8 тыс. (!) в год.

Есть и другие обязательные статьи расходов. Это одежда, услуги прачечной и химчистки, покупка средств гигиены и канцелярских принадлежностей. Необходимо заложить в бюджет расходы на международные телефонные разговоры с родными и друзьями. Никак не обойтись без оплаты авиаперелета к месту учебы и трансфера, а также сбора за оформление студенческой визы.

Процесс поступления необходимо начинать за 12-18 месяцев до предполагаемой даты начала учебы. Начинать нужно с получения подробной информации о вступительных требованиях, подготовки к сдаче необходимых тестов. При организации поступления не стоит ограничиваться одним вузом, как это нередко случается в России. Даже форма UCAS предполагает до шести позиций.

Магистерские программы
Магистерские программы — вторая ступень высшего образования за рубежом. Они предполагают углубленное изучение выбранной специализации в течение 1-2 лет. Сроки зависят от страны: в Великобритании это год, в США и Канаде — как правило, два года. За это время обучения студент получает большой объем знаний по выбранному направлению, изучив ряд обязательных (core courses) и факультативных (electives) дисциплин. Обучение завершается подготовкой итоговой работы (Master Thesis) объемом до 10 тыс. слов.

Магистерские программы в зарубежных вузах делятся на ряд разновидностей. Различают академические (Taught Degree) и научно-исследовательские (Research Degree) программы. В некоторых неанглоязычных странах (Германия, Франция) существуют магистерские программы на английском как универсальном языке мирового научного сообщества.

Процесс поступления на магистерские программы в целом является более персонализированным, чем на бакалаврские. Необходимо подавать документы непосредственно в избранный вуз, в Службу приема последипломных программ (Graduate Admission Office).

Поступление на магистерские программы предполагает наличие высшего образования (достаточно диплома бакалавра) в избранной области, свободное владение иностранным языком, подтвержденное сдачей соответствующего теста (например, для английского это TOEFL или IELTS с результатом от 6,0 баллов). Потребуется сдать ряд академических тестов — GRE (Graduate Record Examination), GRE Subject или GMAT (Graduate Management Admission Test). Иногда необходим опыт работы, рекомендации. Серьезное внимание уделяется личным качествам кандидата.

Отдельно стоит сказать про программы MBA (Master of Business Administration, «магистр бизнес-администрирования»). Это самая популярная в мире последипломная программа, ориентированная на повышение квалификации для менеджеров. По типу программы МВА делятся на классические (General MBA) и специализированные (Specialized МВА). Последние предполагают углубленное изучение определенной функциональной области менеджмента (финансы, управление персоналом и пр.) или специфики определенной отрасли (страхование, здравоохранение и пр.). Среди специализированных выделяется программа в области управления некоммерческими организациями МРА (Master of Public Administration). Несколько особняком стоит разновидность Executive МВА (ЕМВА), ориентированная на топ-менеджеров. По форме обучения различают дневные очные (full-time), вечерние очные (part-time), очно-заочные или модульные (modular), а также дистанционные (distance) программы.

Начинать подготовку рекомендуется не позже чем за полтора года до предполагаемого начала обучения. В ряде случаев процесс отбора включает собеседование, проводимое очно или по телефону. Оно требует подготовки. Важно знать ответы на типовые вопросы, предварительно собрать достаточно информации о вузе.

80% вопросов собеседования достаточно предсказуемы. К примеру, всегда спрашивают о мотивах поступления и выбора этого университета, факультета, программы обучения. В большинстве случаев будет задан вопрос о том, как абитуриент видит себе свою дальнейшую карьеру.

Как правило, стоимость обучения на магистерских программах та же, что и на бакалаврских. Например, для Великобритании это в среднем 7,5—17,5 тыс. GBP в год. Самыми дорогими являются программы МВА, стоимость которых может доходить до 43,5 тыс. EUR (в INSEAD, Франция) за 10 месяцев.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *