Народная площадь в Сплите

К западу от комплекса дворца Диоклетиана простёрлась Народная площадь, городской центр Сплита ещё с позднего средневековья. Уже в XIII столетии, согласно доступным источникам, в оборонном дворе Западных ворот дворца, существовала контора, выдававшая общественные документы. Этот факт указывает на то, что административ¬ный центр средневекового Сплита постепенно перемещал¬ся к новой, западной части города, которая, после того, как были построены новые крепостные стены в XV веке, сфо¬рмировалась на месте старого западного предместья.

Народная площадь в Сплите

Площадь началась образовываться вокруг дороманской церкви Св. Ловро, чье имя еще  долго носила площадь.

Потом она называлась площадью Оружия и Господской площадью. Свою функцию нового муниципального центра  площадь приобрела в XIV-XV веках, когда на ней был воздвигнут ряд коммунальных зданий В СТИЛЕ ЦВЕТИСТОЙ готики. В комплекс вошли палаццо Князя и Коммунальное  палаццо. В восточной же части комплекса на первом этаже находилась Городская лоджия. В палаццо находились и другие учреждения общественного назначения, например, старый театр, а также городская тюрьма. Этот комплекс был, несомненно, образцом готической светской архитектуры Сплита. С его застройкой, вероятно, была снесена и церковка Св. Ловро. Новая площадь первоначально была треугольной формы, но её вид изменился, когда в 1821 году необдуманно была снесена преимущественная часть комплекса коммунальных палаццо. До наших дней уцелела лишь готическая Городская лоджия с ратушей, в которой разместился Этнологический музей. Только первый этаж сегодняшней мэрии сохранил свой первоначальный вид, где три мощные готические арки вентральной части покоятся на двух колоннах с капителями, создавая пространство Городской лоджии. Верхняя часть здания в радикальных реконструкциях, проходивших з 1826-1830 и 1890 годах, совершенно изменила свой облик. Вместо этажа с большим готическим трёхарочным окном, построены два новых в неоготическом стиле. На южном фасаде вмурован средневековый герб города Сплита XVI века, изображающий в стилизованном виде передний   фасад   дворца   Диоклетиана   и   колокольню кафедрального собора.
Этнографический музей, который сейчас располагается в ансамбле зданий по улице За Вестибюлем, № 4, основан в 1910 году. Произошло это следующим образом: был откуплен весь инвентарь большой областной выставки народного искусства и изделий народного мастерства, которая тогда проходила в Сплите. Со временем коллекции музея значительно пополнились в результате систематически проводившихся расследований в широком окружении Сплита. В настоящее время музей обладает драгоценным материалом народных умений и творчества с территории Далмации. Тем более крупное значение собранный материал представляет теперь, когда большие общественные и экономические изменения привели к полному исчезновению как старых форм деревенской жизни, так и традиционного народного искусства и древних ремёсел. Особая ценность музея — старые, подлинные национальные костюмы сплитских окрестностей, островов средней Далмации и материковой глубинки. Представительны также коллекции народных украшений, многочисленных предметов, дающих представление об инвентаре древних далматинских деревенских домов, подлинных орудий, инструментов и других предметов, проливающих свет на исчезнувшие форы народного быта.

Перекинув, подобно мосту, прекрасное двухарочное окно, к Ратуше примкнуло палаццо Карепич, построенное в XVI веке в стиле зрелого Ренессанса.
В восточной стороне площади, чуть севернее у самых  Западных ворот дворца Диоклетиана стоит любопытный дом-башня с романскими проёмами на вором этаже. Над  ними в XV веке были установлены куранты с циферблатом, поделённым на 24 часа. На основании сохранившихся  фрагментов они теперь частично реконструированы. Над  башней в XV веке была сооружена небольшая готическая звонница.  Повернувшись  к  югу,  напротив романской башни можно увидеть позднероманское палаццо Циприана де Циприаниса 1394 года. На уровне первого этажа, на самом его углу находится рельеф с изображением св. Антона и с фигуркой молящегося хозяина дома. На втором этаже красуются позднероманские шестиарочные окна с двойными колонками, а на третьем видны готические окна. Севернее от романского дома некогда находилась одноэтажная лоджия. Ее внешний вид можно себе представить по старым гравюрам на меди, но её колонны сохранились до наших дней в стене Городской аптеки.
С южной стороны Народной площади стоит ренессансное палаццо Павлович, на первом этаже которого просматриваются строительные элементы какого-то более раннего романского здания. Его романские окна можно в очертаниях увидеть и на здании сегодняшнего отеля «Central», расположенного рядом с палаццо Павлович.

Западную сторону площади закрывает монументальный дом Накич, который в 1902 году, в качестве жилого и делового здания, был построен по проекту сплитского архитектора Шпиро Накича в стиле модного тогда венского сецессиона, с характерными для него закругленными углами и украшениями. Этот дом — один из редких примеров образцового сецессиона на территории Далмации.

На север с Народной площади ведёт древняя, теперь Боснийская улица. Она в то время, когда средневековый город расширил свои рамки, была главной коммуникацией, идущей от центральной площади до северных городских ворот (ворот Пистуры), которые сохранились у северо-восточной угловой башни дворца Диоклетиана. В начале Боснийской улицы поместилось палаццо Камби, воздвигнутое  в позднеготическом стиле с эффектным трёхарочным окном  на втором этаже. К югу от площади, по направлению к морю, идёт улица Марулича. Большую часть её восточной стороны занимает барочное палаццо Бенедетти.

К северо-западу од площади, по направлению к северу, ведет улица Домалдо. С её восточной стороны находится позднеготическое палаццо XV века, которое, как говорят,  принадлежало поэту Марко Маруличу. Западную сторону улицы занимал некогда крупный ансамбль бенедиктинского  монастыря Св. Марии «de Taurello», учреждённого в XI веке.   От   всего   комплекса   и   бывшей   базилики сохранилось несколько останков, а именно, готический XIV века и атрий более позднего периода (XVIII в.).  В северном конце улицы Долмадо находится церковь Св. Духа, в которой в начале XVI столетия был погребён Андрия Алеши, выдающийся зодчий и скульптор албанского происхождения,   изначально   помощник   Юрия Далматинца при строительстве кафедрального собора в городе Шибенике, а потом самостоятельный мастер со собственной мастерской в Сплите. Самое известное его произведение — баптистерий кафедрального собора в Трогире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *