МВА в Италии

За плечами у Ольги — экономический факультет МГУ (1996 год) и магистратура (1998 год). После сдачи GMAT она поступила на программу МВД в итальянский университет Bocconi (Милан). На тот момент ей было только 23, тогда как средний возраст студентов в международной группе с преподаванием на английском языке 27-28 лет, а на итальянском — 29-30. Об опыте учебы и работы вдали от дома — наш разговор с Ольгой.

Итак, позади два вуза. Что было дальше?

Начала трудиться в области менеджмент-консалтинга в Милане. Много ездила: Россия, Голландия, Италия… Приглашали в качестве стратегического консультанта: помогала решать текущие проблемы, проводить реорганизацию, открывать бизнес. И так три года, проект за проектом. Не было ни минуты: стоило осмыслить один — тут же начинался другой. Но все это время меня не оставляло желание вернуться в университет.

МВА в Италии

Как-то я позвонила одному из профессоров нашей программы и узнала, что Bocconi ищет иностранных преподавателей. Считается, что студентам полезно учиться у зарубежных педагогов: они общаются с представителями других культур, знакомятся с альтернативными подходами и способами ведения предпринимательской деятельности и пр. Прошла шесть интервью у разных профессоров, после чего мне предложили работу в университете — и вот уже четвертый год я доцент кафедры стратегического управления (Strategy entrepreneurship) в бизнес-школе (SDA) Bocconi.

В университете существует несколько школ: Undergraduate School (бакалавриат), Graduate School (магистратура), Ph. D School (аспирантура), Law School (юридическая школа). Есть также SDA, где получают магистерскую степень люди с опытом работы, и Executive Education — краткосрочные курсы для компаний.

Все доценты SDA должны совмещать преподавательскую деятельность с исследовательской, к тому же мне нужна кандидатская степень (Ph. D). В Италии это невозможно осуществить без отрыва от производства, но бросить работу на три года, когда тебе за 30, сложно. Словом, в прошлом году я поступила в заочную аспирантуру моего родного экономического факультета МГУ. Сдала экзамены, пишу диссертацию…

Попробуйте сравнить учебу в России и Италии

Надо различать два аспекта. Первый — интенсивность занятий. Программа МВА требует огромных затрат времени и сил. В этом плане ее можно сопоставить с последней неделей перед вступительными экзаменами в МГУ: так же я была загружена первые девять месяцев в бизнес-школе (курс рассчитан на 16 месяцев). Было очень трудно: поднималась в семь утра, полчаса занималась, с 8:30 до 16:00 семинары, в 16:00 бегом в магазин за едой и снова учеба до 12 ночи. И так каждый божий день, включая субботу и воскресенье. После экзаменов раз в два месяца мы позволяли себе выход в свет — поесть пиццу и потанцевать. Я ежедневно вынимала из своего почтового ящика стопку из 100-120 страниц, их нужно было проштудировать к завтрашнему дню, в лучшем случае — к после завтра. Потом в какой-то момент напряжение спадает, нагрузка становится меньше, и начинаются совместные проекты с компаниями, поиск работы.

Второй аспект — качество образования. Менеджмент — наука очень молодая, ей нет и 100 лет. Поэтому теоретическая база у нее не слишком сильная даже по сравнению с экономикой, которая тоже является одной из новейших дисциплин. Фундаментальные знания, полученные в МГУ, в полном объеме в профессиональной деятельности мне не пригодились, зато там меня научили работать с информацией, анализировать, логически мыслить. В Bocconi я вооружилась инструментарием, необходимым для сотрудничества с компаниями, для решения основных проблем. МВА представляет собой ускоренный курс менеджмент-образования: очевидно, что за год нельзя дать глубокие знания. Скажем, 32 лекций по управлению персоналом очень мало, чтобы назвать это серьезной наукой. Однако на 80 % программа состоит из разнообразных сведений и навыков, без которых не обойтись менеджеру при руководстве фирмой.

То есть в отличие от россиян у итальянцев прагматичный подход к обучению?

Безусловно. Моя первая работа была в небольшой консалтинговой организации, когда я оканчивала четвертый курс МГУ. Тогда меня выручали нахальство и убежденность, что я — студентка лучшего вуза страны — справлюсь с любой задачей, для меня нет ничего невозможного, а все самое сложное осталось в курсе матанализа. Но многие производственные реалии были мне попросту незнакомы.

Сейчас вы преподаете выпускникам вузов разных стран. Как они подготовлены?

В программе МВА у нас два потока. Один, итальянский, очень сильный. Около половины его учащихся — инженеры (организаторы производства и практики), четвертая часть — экономисты, проходившие менеджмент на первой образовательной ступени, остальные — люди самых разных профессий. Другой поток, с преподаванием на английском, интернациональный: в нем студенты из всех европейских государств, пяти-шести стран Латинской Америки, США, Австралии, Азии, Африки. Практически в каждой группе есть свои звезды. Однако сложность в том, что здесь учатся люди с неодинаковым образованием и опытом, а педагог должен вооружить их неким набором универсальных управленческих инструментов, поднять всех примерно до одного уровня.

А как быть с человеком, уже являющимся специалистом в узкой области?

Приходится строить занятие так, чтобы было интересно и полезно всем. Невероятно трудная задача и для преподавателя, и для учеников. Хотя тех проблем, которые существовали у меня, они, похоже, не имели. Я была индивидуалисткой, и принятая тут групповая форма занятий — отстаивание в спорах, диалогах своих идей — для меня оказалась настоящей мукой. Дико раздражало, когда кто-то не успевал за ходом мысли, — казалось, моему движению вперед препятствуют. Думаю, мои нынешние студенты имеют представление о том, что такое работа в команде (team work)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *