Китай

Территория Китая обширна. Китай занимает 9,6 млн кв. км и по размерам приближается к России и Канаде. Протяженность территории с юга на север составляет около 5000 км, с в запада на восток — 3100 км. Общая протяженность границ Китая достигает 22 800 км. А помимо материковой территории, Китаю принадлежат еще 5400 островов, правда, частью это всего лишь скалистые утесы, видные только во время отлива.

Китай

Китай расположен в пяти часовых поясах. Однако, несмотря на огромное расстояние, центрально-азиатский Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая живет по тому же времени, что и Пекин, вот и получается, что в 10 часов утра там еще кромешная тьма. Так что жители этого района ложатся в 2 часа ночи и встают не раньше 10!

Большинство китайских рек течет с запада на восток и впадает в Тихий океан. Самая длинная из них — Янцзы (6300 км), уступающая по длине в мире лишь Нилу и Амазонке. Вторая по величине — Хуанхэ (5400 км). Именно в ее бассейне зародилась китайская цивилизация. Однако в последние годы Хуанхэ ежегодно теряет несколько километров длины вследствие ирригационных работ в ее дельте. Самое крупное пресноводное озеро в Китае — Поянху (3585 кв. км) — расположено в центральной провинции Цзянси, а соленое — Цинхай (4583 кв. км) — находится на крайнем западе страны.

Китай — земля географических и климатических контрастов. Температура воздуха резко меняется в зависимости от региона. Часть регионов страны расположены в тропиках и субтропиках, зато на севере очень холодно. На юге Китая растут вечнозеленые растения, на жарком и влажном побережье четко различаются четыре времени года.

На западной границе Китая высится высочайшая вершина мира гора Джомолунгма, более известная на Западе как Эверест. Она является частью горной страны Гималаи, сорок вершин которой имеют высоту более 7000 м. На северо-западе расположен бассейн Тарим, самый крупный внутренний бассейн мира.

Восточнее Таримского бассейна лежит Турфанская впадина    —    самое жаркое место Китая. В населенном тюркоязычными народностями Синьцзян-Уйгурском автономном районе расположена крупнейшая в Китае пустыня Такла-Макан. К северу от столицы страны Пекина простираются бескрайние степи Внутренней Монголии. Во Внутренней Монголии холодно, однако там очень сухо и солнечно. Весь север Китая страдает от такого природного явления, как пыльные j бури, приносимые ветром из пустыни Гоби. Климат юга и юго-запада страны гораздо приятнее. Эти территории покрыты вечнозеленой растительностью и поросшими лесом невысокими горами, чьи вершины нередко окутывает густой туман. Именно в бамбуковых зарослях юго-запада обитает панда, символ Китая, а многие растения хорошо знакомы европейцам, например, рододендрон, принесенный в Европу в XIX в. из Китая.

Только около 20% территории страны пригодны для земледелия. Однако Китай весьма богат природными ресурсами. Многие города выросли в оазисах пустынь и расцвели, потому что через них с античных времен пролегал Великий Шелковый путь, по которому бесчисленные караваны верблюдов везли на Запад шелк. Тем же путем следовала и соль из знамени-того соленого озера Лобнор. И хотя почвы в Синыдзян-Уйгурском автономном районе неплодородны, контроль караванных путей приносил местным властителям неплохой доход. А в наши дни провинция стала даже еще привлекательней, поскольку в ней реализуется правительственная программа развития, правда, не всегда в пользу местных жителей.

Поскольку огромные территории страны практически непригодны для жизни, около 90% населения, преимущественно ханьцы сосредоточены примерно на половине ее площади. Правительство принимает меры к переселению людей в малонаселенные районы, например на Тибет или в Синьцзян-Уйгурский автономный район, однако ханьцы не желают жить там, считая, в частности, Тибет варварским и некультурным местом. Точно так же не приветствуют чужаков и исконно проживающие там люди. Огромное ханьское население веками проживало на плодородных почвах междуречья Хуанхэ и Янцзы. Ил, приносимый на поля этими двумя великими реками, испокон веков питал высокопродуктивное сельское хозяйство. Именно там выросли крупные китайские города, а затем и промышленные производства.

История Китая

Колыбелью китайской цивилизации стали плодородные поля бассейна Хуанхэ. Три тысячи лет назад китайцы уже ткали шелк, вырезали по нефриту, обрабатывали бронзу и создавали ее сплавы, делали изысканную керамику. Они выращивали пшеницу, просо, рис и вели записи исторических событий, пользуясь тысячами иероглифов. Распространившийся в Европе в Средние века арбалет был известен китайцам, как минимум, на пятнадцать столетий раньше. И за тысячи лет до начала Промышленной революции в Англии китайцы знали угольные печи и закаляли сталь. Китайская наука, время от времени доходившая до Европы, заложила основы многих достижений западного мира, а китайское искусство, архитектура, язык, литература и философия и сегодня вызывают искренний интерес и восхищение культурных людей.

Любой китаец с гордостью расскажет вам о том, что история его страны насчитывает пять тысячелетий. На самом же деле она еще длиннее и теряется во мгле веков. Археологи обнаружили неолитические стоянки, датируемые VI тысячелетием до н. э. Первая известная династия, Ся, правила с 1994 по 1523 г. до н. э. При династии Шан (или Инь, 1523-1027 гг. до н. э.) начался расцвет долины Хуанхэ и сформировалась развитая цивилизация, выработавшая передовые технологии обработки бронзы, письменный язык и первый китайский календарь.

«Небесный мандат»

Последний правитель династии Шан был страшным тираном. Его сверг основатель династии Чжоу (или Чу, 1027-255 гг. до н. э.). При этой династии китайцы научились обрабатывать железо, ввели деньги, выработали и записали собрание законов. Тогда же зародилась и самая известная этическая философская система, конфуцианство, основанная на идее «небесного мандата», который Небо дарует мудрым правителям. Императора стали называть Сыном Неба, и это представление о природе власти было живо в Китае вплоть до смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. Позднее идею «небесной грамоты» модифицировали в даосистское представление о том, что природные катастрофы, например землетрясения, есть не что иное, как небес-ная кара плохим правителям. В эпоху Чжоу развилось и представление китайцев об их умственном и культурном превосходстве над другими народами. Название Чжунго (Срединное государство) символизировало центральное место Китая не в географическом, а в цивилизационном смысле: все сопредельные народы были сочтены варварами. Самоназванием Чжунго китайцы пользуются и по сей день. К середине III в. до н. э. империя Чжоу раскололась на несколько мелких государств. Наступившее время раздоров и междоусобиц получило название период Борющихся царств. Поскольку Конфуций назвал эпоху Чжоу «золотым веком», китайцы веками обращали туда свои взгляды, научившись идеализировать прошлое.

Наконец, династия Цинь (255-206 гг. до н. э.) одержала верх над всеми соперниками и вновь объединила разрозненные феодальные государства в империю. Центральное правительство дало стране единую денежную систему, систему меры и веса, письменность, построило разветвленную сеть дорог, связавших столицу, которая располагалась близ современного Сианя, с самыми отдаленными провинциями. Задумав отгородиться от врагов, угрожавших с севера, император Цинь Шихуанди построил Be- I ликую Китайскую стену — единственное рукотворное сооружение на Земле, которое видно с Луны. Гробница Цинь Шихуанди, которую охраняет армия из тысяч терракотовых воинов, и по сей день привлекает туристов со всего мира.

В эпоху династии Хань (206-220 гг. до н. э.) империя провела несколько завоевательных походов в Центральную Азию и подверглась дальнейшей централизации. Абсолютная власть императора осуществлялась разветвленным государственным аппаратом. Чиновников для государственной службы отбирали при помощи сложного экзамена на доскональное знание конфуцианства. Эта система просуществовала в Китае почти две тысячи лет. В этот период обитатели империи идентифицировали себя как ханьцы, а из Индии проник буддизм.

Власть императоров Ханьской династии смело мощное народное восстание, и страна вновь раскололась на несколько враждующих государств. Наиболее значимыми из них были Вэй, Чу и У, поочередно одерживавшие верх. Буддизм завладел умами, а с севера началось вторжение гуннов. Только династия Суй (581-618) объединила страну, остановила гуннов и заново укрепила Великую Китайскую стену.

«Золотой век»

Вскоре династию Суй сменила династия Тан (618-906). Вот когда наступил настоящий «золотой век» китайской культуры и искусства. Танская столица Чанъань, на месте современного Сианя, была одним из крупнейших городов мира, соперничая с Римом и Константинополем. В обнесенном стенами городе проживало более 1 млн человек, занимавшихся ремеслом и торговлей. В нем действовала четкая налоговая система, работала городская администрация. Общество характеризовалось удивительной веротерпимостью для того времени и изумительным расцветом искусства, главным образом поэзии. В Танскую эпоху продолжалось строительство дорог и каналов, на дорогах появились постоялые дворы, в которых останавливались те, кто путешествовал по торговым или государственным делам, а также паломники. Китай активно контактировал с зарубежными странами, чего после не происходило вплоть до XX в.

Проникновение европейцев

Иностранцы прибывали в Китай не только сушей, но и морем. Первыми пришвартовались к китайским берегам португальцы, в ту пору одна из наи-более активных в торговом и военном отношении наций. Португальцы высадились в Китае в 1516 г. и получили разрешение основать торговую факторию в Макао. Вскоре за ними последовали британцы, голландцы и испанцы. А династия Мин сменилась династией Цин (1644-1912), основанной маньчжурскими племенами, быстро ассимилированными китайской культурой.

Цинские правители старались держать европейцев на расстоянии, позволяя им селиться в Кантоне (Гуанчжоу). Однако это не могло воспрепятствовать торговле, в которой выходцы с Запада проявили себя с наихудшей стороны: они начали ввозить в Китай выращенный в Индии опиум.

Хотя в современном представлении продажа опиума в обмен на чай и шелк есть не что иное, как торговля наркотиками, в те времена опиум веками употреблялся в самых бедных слоях населения как лекарство от депрессии, для расслабления мышц и просто для приглушения чувства голода. Люди понимали, что привыкают к опиуму, но его продажа не была нарушением закона.

Опиумные войны

Китайцы пристрастились к опиуму настолько быстро, что император в 1800 г. сделал попытку запретить его распространение. Однако в обмен на этот сомнительный продукт британцы наконец-то стали получать в достатке чай, шелк и фарфор, не оставались внакладе и китайские торговцы. На им-ператорский указ просто не обратили внимания. Так продолжалось до 1839 г., когда китайские власти предприняли беспрецедентную акцию по изъятию и уничтожению 20000 ящиков опиума. Это спровоцировало первую из пресловутых Опиумных войн (1839-1842). Захватив Кантон, британцы заставили Китай передать им в управление Гонконг и открыть пять портов для европейской торговли. В течение XIX в. прошли еще три такие войны, в которых приняли участие Россия, Франция и США, в результате которых у китайцев сфор-мировалось четкое представление о европейцах как о «белых дьяволах».

К I860 г. европейцы добились серьезных уступок: им было разрешено селиться во многих частях страны, на них не распространялись китайские законы. Помимо этого, Китай выплатил серьезную контрибуцию. К исходу XIX в. трон Неба занимал четырехлетний ребенок Гуансюй, однако реальную власть крепко держала в руках его тетушка, вдовствующая импе-ратрица Цыси, которую гораздо больше заботили придворные интриги, чем необходимость занять должное место в индустриальном веке.

Между тем европейские империалистические державы атаковали со всех сторон. В 1883 г. Франция отторгла от Китая Вьетнам, Лаос и Камбоджу; британцы взяли под свой контроль Бирму; Япония отхватила себе Корею и Тайвань; к 1898 г. между Россией, Британией, Францией и Германией было достигнуто соглашение о разделе остальной, территории страны. Раздел был лишь отсрочек вследствие предложенной США вместо раздела сфер влияния «политики открытых дверей».

Восстание «боксеров»

Худшее, однако, было впереди. Императрица Цыси ввела новые налоги, чем окончательно разорила крестьян. Последние годы уходящего века ознаменовались войной, наводнениями и голодом, в то время; как иностранцы богатели за китайский счет. Все это спровоцировало начало восстания «боксеров».

Антизападное тайное общество Ихэтуань («Кулак во имя справедливости и согласия»), известное как «боксеры», было основано в Шаньдуне самой слабеющей Цинской династией с целью выгнать из Китая иностранцев и упрочить свою власть. Ихэтуани убивали миссионеррв и китайских христиан, разрушали церкви и, наконец дойдя маршем до Пекина, атаковали иностранные землячества. Быстрое введение иностранных военных частей освободило город, однако по всей территории страны, как грибы после дождя, стали появляться тайные общества, нацеленные на свержение Цинской династии и на освобождение от иностранцев. Одно из этих обществ, Гоминьдан (Национальная партия), возглавил доктор Сунь Ятсен, до сих пор почитаемый как «отец» современного Китая. С 1905 г. события стали развиваться стремительно. Императрица Цыси умерла, вскоре умер и формальный император Гуансюй, и на трон взошел двухлетний Пу И (тот самый, которого увековечил Бертолуччи в фильме «Последний император»). Царствование этого малыша было недолгим. В 1911 г. разразилась революция. Династия Цин была свергнута, и в 1912 г. Сунь Ятсен провозгласил Китайскую Республику.

Народная республика

Через некоторое время жизнь большинства китайцев наладилась. Многие и по сей день считают 1950-е гг. лучшим временем правления Мао Цзэдуна. Однако принятая в 1958 г. политика «Большого скачка» (экстремистский пятилетний план, направленный на ускорение экономического развития) спровоцировала целый ряд всенародных кампаний, ничего общего с экономикой не имевших. Как всегда, немалую роль здесь сыграли и природные катаклизмы: в 1959 и I960 гг. вследствие наводнений погибли урожаи, угроза голода вновь встала в полный рост. Высшие государственные чиновники, в том числе Лю Шаоци и Дэн Сяопин (позднее ставший во главе страны), в середине 1960-х гг. в надежде вывести страну из кризиса предприняли попытку возвращения к свободному рынку, в частности путем передачи земли крестьянам.

Перманентная революция

Мао Цзэдун, однако, усмотрел в этом скатывание в прогнивший капитализм и объявил в 1966 г. Велипролетарскую культурную революцию, нацеленную на очищение рядов строителей от проникших туда представителей буржуазии и контрреволюционных ревизионистов. С этого момента и до смерти Мао 9 сентября 1976 г. страна оказалась ввергнута в кровавый хаос. Школы и университеты закрывались, учителя подверглись политическим преследованиям. Любой человек, заподозренный в принадлежности, к интеллигенции мои быть подвергнут пыткам, убит или сослан.

Политика «открытых дверей»

И все же Мао Цзэдун не препятствовал Председателю Госсовета Чжоу Эньлаю в его попытках навести порядок В 1972 г. состоялся визит в Китай президента США Ричарда Никсона. А в 1977-м была разоблачена и арестована пресловутая «Банда четырех», в которой состояла и жена Мао Цзян Цин. В этом же году во власть вернулся и Дэн Сяопин, прагматичный политик, всегда восстававший против крайностей. Главной заслугой Дэна стала политика «откры-тых дверей», нацеленная на возвращение Китая в мировое сообщество. Прагматизм Дэн Сяопина, который как нельзя лучше иллюстрирует его высказы-вание: «Не важно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей», стал противовесом догматизму Мао Цзэдуна. При поддержке своих сторонников Дэн на-саждал ростки рынка, всемерно развивал внешнюю торговлю.

Начиная с 1979 г. каждые семь с половиной лет валовой продукт китайской экономики удваивается. Страна полностью обеспечивает себя продо-вольствием. Большинство детей охвачены базовым медицинским обслуживанием, включая прививки против инфекционных заболеваний. После столетия беззакония китайский народ строит гражданское общество.

Поворотным пунктом китайской истории конца XX в. стали события на площади Тяньаньмынь в 1989 г. Знаменательно, что кровавое подавление студенческой демонстрации не ввергло страну, как опасались многие наблюдатели, в новый виток хаоса. Последним свидетельством стабильности нового порядка в Китае стала мирная передача Великобританией Гонконга в 1997 г.

Рост новых городов

Китай — самая населенная страна мира. В течение 30 лет после провозглашения КНР китайцев призывали рожать как можно больше детей для революции. «Чем больше китайцев, тем лучше», говорил Мао и население удвоилось. Однако с 1979 г. правительство всеми силами внедряет лозунг «Одна семья — один ребенок». С пониманием встреченный образованными городскими жителями, он крайне непопулярен в сельской местности, где по-прежнему проживают две трети населения. По официальным подсчетам, в Китае ежегодно рождается 25 млн детей. При этом, как и в западных странах, растет продолжительность жизни, также увеличивая массу китайцев.

Реформы последних десятилетий породили диспропорцию в развитии отдельных регионов и растущее социальное расслоение. В 2001 г. около 2,8 млн семей имели годовой доход в размере 100 000 юаней, в то время как доход 106,2 млн семей не превышал 5000-10000 юаней в год. Несмотря на официальные запреты ежегодно тысячи крестьян покидают свои деревни и ищут работу в городах.

И все же общая экономическая ситуация улучшается. В 1978 г. 250 млн китайцев (около 26% сельского населения) жили в очевидной нищете. К 1984 г. это число снизилось до 80 млн, на сегодняшний день оно стало еще вдвое меньше. За последние 20 лет многие китайцы пришли к процветанию, и, по подсчетам Всемирного банка, к 2020 г. валовой продукт на душу населения достигнет значения Португалии, хотя и останется вдвое меньшим, чем в США.

Чтобы хоть немного разгрузить перенаселенные города, китайское правительство не только приветствует переселение людей в другие районы страны, но и строит города нового типа. За последние годы количество таких городов, число жителей которых не превышает 500 000, выросло с 12 до 81.

Плотность населения трех самых населенных городов страны — Пекина, Шанхая и Чунцина достигла чудовищной цифры 2700 человек на 1 кв. км. Для сравнения, на Тибете эта величина составляет всего 3 человека на 1 кв. км. Города востока страны, хотя и густонаселенные, гораздо богаче, там лучше школы, больше больниц и библиотек, чем на просторном, но необжитом западе. Там активнее торговля, больше товаров, больше возможностей для проведения досуга и, разумеется, гораздо больше возможностей как для коренных китайцев, так и для приезжих.

Политическая система Китая

Считающийся однопартийной страной Китай имеет 8 «демократический партий», причем некоторые были созданы более 50 лет назад. Они играют при КПК консультативную роль. Коммунистическая партия Китая образовалась 1 июля 1921 г. На сегодня она имеет 58 млн членов, состоящих в 3,3 млн региональных организациях. Однако в настоящее время членство в партии не гарантирует получения хорошей работы.

Главным органом исполнительной власти является Государственный Совет. Ему подчинены многочисленные министерства, комитеты и местные народные правительства. Государственный плановый комитет и Государственный комитет по реформе экономической системы координируют все развитие страны. Китайская государственная машина по-прежнему очень тяжеловесна и медлительна, и, разумеется, органы власти избираются отнюдь не демократическим путем. Однако если сравнить с еще совсем недавним прошлым, то налицо явные положительные сдвиги.

Достигнута политическая стабильность, принимаются радикальные меры по искоренению коррупции, упразднены многие, не приносившие реальной пользы государственные учреждения, активно развивается правовая система. Последнее представляется наиболее важным, потому что уже сейчас хотя бы теоретически рядовой гражданин имеет право привлечь к суду коррумпированного чиновника (на деле это, конечно, не так-то просто), а иностранные компании располагают хотя бы номинальной юридической защитой. Частные китайские предприниматели получили право оперировать с иностранной валютой, вести самостоятельные переговоры с зарубежными партнерами, производить и продвигать на рынок товары, выезжать за границу. Как и в любом другом государстве, переходящем от центрального планирования к рыночной экономике, закрытие государственных предприятий породило безработицу, нищету и социальную напряженность, однако развивающийся частный бизнес уже готов подхватить инициативу.

За ставшее результатом многолетних тяжелых переговоров вступление в ВТО Китаю пришлось заплатить открытостью законодательных процессов, снижением импортных тарифов, усилением контроля за качеством продукции и, наконец, решительной борьбой с пиратским использованием чужих торговых марок (что, надо сказать, не искоренено и по сей день). И хотя некоторые круги в Китае сочли эту цену чересчур высокой, в дальнейшем она откроет дорогу к стабильности и процветанию страны.

Права и свободы в Китае

Средства массовой информации в Китае находятся под контролем государства. Однако этот контроль, в сущности, является номинальным вследствие грандиозного количественного и качественного роста печатных изданий, появления многочисленных нелегальных теле- и радиостанций, приема теле- и радиопередач из-за рубежа, расширения доступа к Интернету и, разумеется, поездок граждан за границу.

Большинство китайцев не желают критиковать перед иностранцами свою страну, по крайней мере до тех пор, пока не проникнутся к ним настоящим доверием. Злободневных интервью с политическими деятелями на телевидении практически не бывает; новостные передачи, как правило, идут в записи, а не в прямом эфире. СМИ и сегодня требуется несколько дней (если не недель), чтобы дать репортаж о внутреннем чрезвычайном происшествии, например о пожаре или аварии на промышленном предприятии, в то время как репортажи о подобных событиях в Других странах смакуются с удовольствием и подчас в ироническом тоне. Они и по сей день освещают героические усилия Народно-освободительной армии по спасению жертв наводнения, а не докапываются, было ли наводнение природным катаклизмом или следствием бесхозяйственности чиновников. Но, как и во всем в Китае, здесь тоже все быстро меняется, и молодое поколение все чаще подвергает критике конфуцианско-марксистские заклинания.

Китайцы — увлеченные читатели. В стране работают 566 издательств, выходит 8000 журналов и 2053 газеты. Главным органом КПК выступает газета «Жэньминь Жибао» («Народная газета»). Выходит и государственная англоязычная пресса. Газета «China Daily» выходит 6 дней в неделю. Наиболее важные ее публикации перепечатывает воскресный «Business Weekly». В Шанхае то же издательство печатает «Shangfai Star». Несколько журналов, например «Китай сегодня», «Китай», «Китайская женщина», «Китайская литература», «Китайский Тибет», выходят на нескольких иностранных языках, в том числе и русском.

По-прежнему остро стоит вопрос о правах человека, однако во многом это связано с различной трактовкой этого понятия на Западе и в Китае. Самые больные точки здесь: суровость пенитенциарной системы, недопущение ни прямой ни косвенной критики коммунистического режима, частое применение смертной казни, жесткая политика в регионах, населенных национальными меньшинствами. Очень часто в глухих сельских районах, практически не посещаемых иностранцами, крестьяне жестоко страдают от тупости и самодурства местных властей. Реформы, начатые в Пекине, еще не достигли китайской глубинки. И все же повышение уровня жизни людей, большая открытость общества, тесные связи с другими странами неуклонно ведут Китай к гражданским свободам.

Проблемы экологии в Китае

Десятилетия ничем не сдерживаемого роста населения, нехватки продовольствия, быстрой индустриализации и отсутствия природоохранных программ оказали разрушительное влияние на дикую природу Китая. Малообразованные китайцы относились к животным только как к пище, не говоря уж о том, что многим видам «посчастливилось» считаться источником целебных веществ (например, тиграм, кости которых якобы повышают потенцию). На рынках Южного Китая всякая тварь продается живой — это гарантия свежести. Тяжело смотреть на мускусных оленей, енотов и крошечных обезьянок, обычно приготовляемых целиком, ожидающих своей очереди быть убитыми и съеденными. К счастью, в последнее время появилась надежда на возмещение наиболее тяжких потерь. Организовано более 30 природных заповедников, под которые отведено 1,8% территории страны. Многие виды, по крайней мере на бумаге, объявлены охраняемыми. И хотя браконьерство по-прежнему широко распространено, оно все же объявлено вне закона.

Медленно, но верно исправляется ситуация в области загрязнения окружающей среды. Начиная с 1979 г. усилиями китайских и иностранных специалистов было положено начало нескольким важным экологическим проектам: предотвращения эрозии почв и таяния ледников в провинции Ганьсу, очищения рек Шанхайского региона. Немало сделано для улучшения экологической ситуации в Пекине, готовящемся в 2008 г. принять Олимпийские игры. Обнадеживает и то, что государственное телевидение Китая регулярно выпускает передачи, посвященные проблемам окружающей среды, в которых честно освещает назревшие в этой области проблемы и объясняет людям, которым десятилетиями твердили, что требуется индуст-риализация любой ценой, какую цену они за нее платят.

Гонконг, Тайвань и Макао

Многие годы на англоязычных картах, которые печатались в Китае, Гонконг снабжался пометкой: «оккупирован Великобританией». Ныне Гонконг, как и португальская территория Макао, благополучно вернулся в состав КНР. И только Тайвань по-прежнему остается сучком в глазу китайского правительства. Однако теперь, когда оба Китая стали участниками мирового рыночного процесса и поддержка Тайваня США осуществляется не столь демонстративно, на деле континентальный Китай и Тайвань связывает множество деловых контактов.

Тайвань

Тайвань имеет собственное правительство и валюту, однако его суверенный статус подвергается сомнению. Большая часть мира признает законными претензии Китая на Тайвань, и лишь горстка стран признает его как независимое государство.

Тайваньская политическая элита, состоящая из так называемых континентальных китайцев, потомков чанкайшистов, насчитывает 11% населения. Остальные, потомки более ранних ханьских переселенцев, оказались у нее в подчинении в силу исторических обстоятельств. Существуют еще так называемые аборигены, говорящие на языке, принадлежащем к австралонезийской языковой семье, и сильно тяготеющие к странам Юго-Восточной Азии. Каждый житель Тайваня причисляет себя к одной из групп: тайваньцам, континентальным китайцам, хоккенам.

Гонконг (Сянган)

Крупные экономические успехи Гонконга объясняются как невероятным трудолюбием жителей, так и тем, что там были сохранены традиции, де-сятилетиями подвергавшиеся запрету в КНР. Гонконгская относительно свободная пресса, а также мода, эстрада, да и вообще образ жизни, делают его крайне привлекательным для китайцев, особенно южан, говорящих на кантонском диалекте. До присоединения к Китаю в 1997 г. британские власти ежедневно вылавливали китайцев, пытавшихся попасть на остров морским или сухопутным путем. Ныне забота о том, чтобы в Гонконг не слетались, словно мухи на мед, бедные китайцы из других областей, лежит на китайской полиции.

Макао (Аомынь)

Макао никогда не был настолько богат, как Гонконг, и потому сохранил свое патриархальное очарование. В те времена, когда Гонконг управлялся Великобританией, а Макао — Португалией, по выходным сотни жителей Гонконга паромом переправлялись в Макао, чтобы удовлетворить свою страсть к игре. Запрещенные у себя британцами казино составляли ощутимую долю дохода Макао. С возвращением Макао в Китай возврати-лись азартные игры, да и другие запретные развлечения. Хотя, конечно, не для всех. Казино в Макао, однако, всегда переполнены.

Китайская философия

История Китая строилась на основе социального порядка (не всегда в сочетании с социальной справедливостью). Это актуально и по сей день. В течение трех тысячелетий общественную жизнь китайцев, по крайней мере ханьцев, определяли четыре философские системы: конфуцианство, легизм, даосизм и маоистский марксизм.

Конфуцианство

Этико-философская система, предложенная Конфуцием в VI в. до н. э., высшими ценностями считает образование, преданность семье и законо-послушание. Как бы ни пытался Мао Цзэдун объявить высшей ценностью «народ» или государство, приверженность к традиционным Ценностям глубоко сидит в сознании китайцев. Ныне именно на этой основе компартия пытается строить более консолидированное и цивилизованное общество. Современные китайцы оценивают конфуцианство по-разному. Одни считают, что именно оно, выражая дух народа и апеллируя к традиционным вежливости, справедливости, честности и гордости, помогло ему выдержать все испытания. Другие уверены, что учение, веками бывшее основой империи, сегодня безнадежно устарело.

Легизм

Легисты, период триумфа которых пришелся на правление объединителя китайских земель Цинь Шихуанди (211 г. до н. э.), менее оптимистично смотрели на натуру человека и его способность строить социальный порядок Они полагали, что человек изначально греховен и только строгий и беспощадный закон способен заставить его жить в обществе.

Даосизм

Радостная и беспечная философская система даосизма, предложенная мудрецом Лаоцзы (род. около 570 г. до н. э.), отрицает как моральный иде-ализм конфуцианства, так и идеализацию закона легизма как ведущие к насилию над личностью, а следовательно, либо к лицемерию, либо к эксплу-атации. По мнению даосов, справедливость вытекает из гармонии с миром вокруг нас.

Маоистский марксизм

Труды Карла Маркса, формировавшие революционные умы в XIX и XX вв., базировались на рационализме эпохи Просвещения и иудео-христианских нравственных ценностях. Не избежали влияния христианского понимания добра и зла Сунь Ятсен и другие ранние китайские революционеры, воспринявшие базовые идеи социальной справедливости, равенства, заботы о беднейших членах обществах. Этим революционерам нужна была идеология, которая обосновала бы их борьбу за свободу крестьян и рабочих от того, что они называли эксплуатацией со стороны землевладельцев, хозяев фабрик и мельниц, состоявших в союзе с правящей элитой.

Коммунистическая партия Китая немало позаимствовала у соседей из Советского Союза, и только начиная с 1949 г. Мао Цзэдун принялся мыслить са-мостоятельно. Мао последовательно приучал китайцев идентифицировать себя с беднейшими членами общества, и лозунг «Чем беднее, тем лучше» владел умами на протяжении 1950-х, 1960-х и 1970-х гг. Люди научились презирать     любые     украшения, вплоть до картин на стенах, а если у кого имелась новая куртка или пара брюк, их прятали под старыми и рваными. Метафора «железная миска риса» как нельзя лучше характеризует философию Мао. Людей обеспечивали на всю жизнь работой (правда, малооплачиваемой) и железной миской, из которой следовало есть скудную порцию низкокачественного риса.

Поначалу коммунисты следовали своей собственной философии, однако эта самоотверженность продолжалась недолго. Уже в 1960-е гг. за высокими стенами своих дворцов новые коммунистические императоры вовсю вкушали запретные для других радости жизни. Сегодня деятельность Мао оценивается китайцами как «на 70% хорошая, на 30% плохая», а «культурную ре-волюцию» называют ошибкой. Однако его портрет попрежнему украшает вход в Запретный город, а забальзамированное тело (ходят упорные слухи, что оно давно уже заменено восковой куклой) покоится в мавзолее на пло-щади Тяньаньмынь. Дети по-прежнему изучают в школе некоторые его труды и пишут сочинения о его роли в освобождении Китая от японских захватчиков и гоминьдановской армии. И хотя лозунг «Чем беднее, тем лучше» давно уже сменился куда более популярным дэнсяопиновским «Стать богатым — почетно» и сами китайцы нередко осуждают Мао, критика в его адрес со стороны иностранца будет воспринята как невежливость.

Перечисленные влияния и сегодня во многом определяют систему ценностей китайцев, главной добродетелью которых с незапамятных времен стало терпение. Ведь и правда на долю этого народа выпало больше тирании, анархии и несправедливостей, чем любому из западных. И хотя в толпе китайцы охотно маршируют, выкрикивая лозунги, нужно очень постараться, чтобы вывести из себя китайца, когда он один.

Фэн-шуй

В последнее время на Западе вошли в моду практики фэн-шуй. В Китае они не особенно популярны, за исключением юга и Гонконга. «Фэн» по-китайски значит «ветер», а «шуй» — «вода». Система фэн-шуй имеет в основе традиционные представления китайцев о влиянии природы на судьбу человека. При строительстве гробниц, храмов, жилых домов, а в наше время и офисов, принимается во внимание каждый холм, поле или водоем. Поскольку система вычисления наилучшего местоположения основана на тайном знании и очень сложна, семьи и компании вызывают консультанта, чьи услуги зачастую весьма дороги.

И точно так же, как на Западе люди протестуют против нового строительства из-за того, что это уничтожает исторические памятники либо портит природу, жители Южного Китая возражают, поскольку постройка может нарушить существующий фэн-шуй.

Прагматизм

Похоже, прагматизм стал идеологией XXI в. Цель большинства китайцев сегодня — дать детям хорошее образование и помочь найти достойную работу, повысить свой образовательный и культурный уровень, хоть немного расслабиться и получать от жизни удовольствие. Молодые горожане ничем не отличаются от своих ровесников по всему миру — они много работают, хорошо зарабатывают, радуются жизни, правда, чуть больше, чем необходимо, интересуются страшным прошлым своей страны. Крестьяне тоже не лишены амбиций, и многие успешно богатеют. Новые китайские бедняки — это жители обедневших мелких городков или деревень, в которых нет работы. Уехать на поиски работы в большой город они не имеют права. Жесткая система прописки, таким образом, остается последним барьером на пути свободы личности.

Мужчины и женщины в Китае

Если вы общаетесь с лицом противоположного пола, то лучше избежать каких-либо прикосновений, кроме рукопожатия при знакомстве. Однако лица одного пола касаются друг друга гораздо чаще, чем принято на Западе, женщины, например, выражают свое дружелюбие похлопыванием по руке. В сельской местности не редкость зрелище двух молодых людей или девушек, идущих, взявшись за руки. В Китае это — не более чем выражение дружбы, как, впрочем, в некоторых католических странах Южной Европы. Конечно, в Китае есть и гомосексуалисты, но их по-прежнему осуждают, и говорить на эту тему не принято. Нарочито панибратское поведение или вызывающая одежда также могут вызвать осуждение, даже в таких крупных городах, как Пекин или Шанхай.

Китайская семья

Считается, что в большинстве развитых стран классическая семья — состоящие в браке родители и двое детей — испытывает кризис. В Китае семья по-прежнему мыслится как основа общества и гарантия счастья и спокойствия для ее членов. Строгие запреты на половую жизнь до брака, как и жизнь в неофициальном браке, в последние годы ослабли, однако матери-одиночки здесь по прежнему редкость, разводов мало (хотя их становится больше), а о стариках принято заботится в семье, а не сдавать их в «дома престарелых» Нередко, особенно на юге, семья является частые разветвленного клана родственников, члены которого обязаны помогать друг другу. Часто круп-ные расходы, например оплату образования, берут на себя дальние родственники, особенно если они проживают на Тайване или в США Дети обязаны демонстрировать уважение к старшим — это важнейшая составляющая «сыновнего почтения», заповеданного еще Конфуцием: «Сыновнее почтение — основа всех добродетелей. Она начинается с почтения к отцу, продолжается в верности повелителю, а заканчивается нахождением своего места в жизни».

По иронии судьбы самый большой удар по традиционному сыновнему почтению нанесла политика ограничения рождаемости: появилось поколение «единственных детей», на которых родители буквально молятся и которые, не имея братьев и сестер, не научились с детства считаться с другими и делиться. Китайцы называют таких детей «маленькими императорами», их очень много в любом крупном городе, а заняты они в основном любимым спортом: как бы заставить родителей раскошелиться. В сельской местности, где ограничение рождаемости соблюдается не всегда, семьи сконцентрированы на том, чтобы разбогатеть, а иногда и чтобы выжить, а не на капризах малышей.

В китайском языке существует множество названий для разных членов семьи — тетушка (тай-тай), младший брат (диди), старший брат (геге) и т.д. И хотя в городах уже не живут большими семьями, большинство этих ласковых слов сохранились, потому что ими нередко называют и по-сторонних, но близких к семье людей. Как и в России — «дядя Петя», «тетя Маша».

Образование в Китае

Китайцы традиционно ценят ученость и уважают учащихся. Одним из самых страшных последствий Культурной революции стало то, что целое поколение не получило образования. В наши дни, когда страна строит новую, основанную на высоких технологиях экономику, ценность образования еще возросла. В китайских школах и высших учебных заведениях задают огромное количество домашних заданий учащиеся сдают сложнейшие экзамены. Учителя и вузовские преподаватели, несмотря на не слишком высокую зарплату, пользуются большим уважением. Спрос на образование рождает предложение, правительство не препятствует открытию множества частных учебных заведений всех уровней. Широкие возможности заочного обучения — по Интернету или по телевидению — просто спасение для такой огромной страны. Единственной серьезной проблемой является финансирование, хотя государство вкладывает в образование все больше и больше средств. Однако без родительских денег обойтись не удается, и во многих государственных школах была введена плата за обучение. В самых бедных регионах доступ к среднему, а иной раз и к начальному образованию ограничен. В исправлении ситуации китайскому правительству помогает Всемирный банк.

Работа в Китае

В целом средний, прилично зарабатывающий китайский горожанин мало чем отличается от иностранца, он точно так же в курсе всех международных проблем, точно так же ценит культуру. Сходство даже больше, чем с иным бедняком в вашей собственной стране. Однако, путешествуя по стране, вы встретите и таких людей, с которыми общаться будет нелегко. Во-первых, из-за того, что они практически ничего не знают о мире за пределами Китая, во-вторых, по причине языкового барьера, даже если вы бегло говорите по-китайски — большинство местных, в основном деревенских диалектов не понимают и сами китайцы.

Профессиональные занятия китайцев те же самые, что и у жителей Запада, — учитель, врач, журналист, бизнесмен и т. д. Тех, чья жизнь напрямую связана с работой государственного аппарата, становится все меньше. И все же до сих пор, по сравнению с большинством западных стран, в Китае очень много мелких чиновников. Впрочем, есть устойчивая тенденция принимать сотрудников на работу в соответствии с их квалификацией, не по устоявшейся веками практике «гуаньси», и объявления о вакансиях помещают многие газеты. Это вовсе не означает, что люди теперь больше заняты на работе, зато они получают от нее больше удовлетворения, а их труд лучше оплачивается. В Китае гораздо более эффективная, чем на Западе, охрана труда, и «рабочие союзы» (даньвэй) попрежнему обеспечивают своих членов и их семьи всем — и жильем, и хорошими школами, и медицинским обслуживанием. При этом связь работника с профсоюзом очень крепка и редко нарушается.

Юноша и девушка в Китае

Еще совсем недавно молодые китайцы спрашивали разрешения пожениться у руководителей своего профсоюза. Эта мера была введена, чтобы препятствовать традиционным ранним бракам, а возраст вступления в брак был определен не ранее 25 лет. Ныне молодежь пользуется большей свободой, но и теперь юной паре практически негде уединиться, и вряд ли вы когда-либо услышите, что люди живут вместе до официального брака (во многом это связано с нехваткой жилья). Если китайские юноша и девушка начинают встречаться, это почти всегда значит, что они скоро поже-нятся. Посещающим Китай иностранцам важно помнить: то, что вы, возможно, считаете просто приятным препровождением времени, китайцы воспринимают гораздо серьезнее и уверены, что это прямой путь к свадьбе. А если еще учесть, что многие молодые китайцы мечтают перебраться на Запад, вы можете попасть в крайне затруднительное положение. Короче говоря, в Китае хватает развлечений, постарайтесь обойтись без романов.

Китайская медицина

Китайская медицина базируется на том, что человеческое тело — это микрокосмос, в котором действуют те же силы инь и ян, что и в окружающем мире; что болезнь или здоровье не более чем отражение гармонии или дисгармонии потока ци (наиболее точный перевод — жизненная сила). В китайской медицине есть множество направлений, из них иностранцам более всего известны иглоукалывание и лечение травами. Если вам предложат выбор между обычным и традиционным китайским лечением, не считайте себя обязанным выбрать второе. Впрочем, иглоукалывание (если, конечно, иглы стерильные), равно как и травы, порой отлично помогают.

Иглоукалыванием в Китае занимаются по крайней мере две тысячи лет. Считается, что здоровье человека зависит от ровного и непрерывного потока ци — если у вас слишком мало ци или слишком много, или поток почему-либо прерывается, возникают симптомы, указывающие на необходимость лечения. В так называемые энергетические точки, ответственные за функционирование тех или иных органов, втыкают тонкие стальные иглы. Иглы подвергают воздействию слабого электрического тока, чтобы они вибрировали, совершая определенное число колебаний в минуту. Иглоукалывание хорошо помогает при радикулите, остеохондрозе, ревматических болях, артрозах и т. п. При помощи иглоукалывания пытаются, правда не всегда успешно, избавлять людей от никотиновой зависимости.

Вместо игл некоторые врачи используют горчичные зерна, прикрепляя их пластырем к определенным точкам на ушной раковине.  При  этом  три  раза  в  день пациенту следует сильно прижимать их. Говорят, что эффект достигается не хуже, чем при использовании игл (хорошее решение для тех, кто панически боится уколов).

Китайские медики широко практикуют банки (стеклянные или пластиковые). Но не такие, как у нас, а с целебными травами. Такие банки ставят в лечебных целях на разные участки тела.

Травная медицина широко распространена везде, где живут китайцы. В Европе тоже повсеместно есть магазины китайской медицины с маленькими ящичками, в которых хранятся целебные препараты растительного или животного или неорганического происхождения, широко использующиеся в лечебной практике.

Традиционные китайские врачи ставят диагноз, щупая пульс пациенту в течение нескольких минут: частота и наполняемость пульса, по их мнению, свидетельствует о состоянии здоровья. Как правило, прописывают несколько ужасных на вкус препаратов, которые следует принимать по сложной схеме в течение длительного времени.

Тибет

В наши дни попасть на Тибет иностранцам стало проще. Однако для этого следует получить отдельную визу, предварительно оформив разрешение в Туристической администрации Тибета или одном из ее иностранных отделений. Лучше добираться на Тибет по земле, а не самолетом, иначе вы рискуете разделить участь одного западного журналиста, который, имея четырехдневную визу, три дня провел в постели, пытаясь оправиться от «высотной» болезни. Лхаса находится на высоте 3683 м над уровнем моря, так что воздух там разреженный, и к нему надо привыкнуть.

Магазины в Китае

Шоппинг в недавние годы стал любимым развлечением китайцев. Гораздо более свободные условия рынка, а также появление множества между-народных торговых центров, словно бы свежим ветром продуло витрины китайских магазинов на них теперь появилось гораздо больше товаров и гораздо более высокого качества. Постепенно Китай превращается в торговый рай. В крупных городах большие магазины открыты, как правило, с 9 утра до 9 вечера семь дней в неделю, а в Шанхае даже до 10.

Теоретически цены в магазинах фиксированные, а на практике почти всегда можно поторговаться. Что же касается рынка, то платить обычно приходится не больше трети от запрошенной в начале цены. В большинстве современных магазинов продавцами работают привлекательные молодые женщины (мужчины, очевидно, прячутся в подсобках). Они настойчивы, но не агрессивны и часто говорят не только по-английски, но и по-русски, по-французски и по-немецки. За 10 лет Китай из страны, где почти нечего было купить (за исключением некрасивого шелка и старомодной перегородчатой эмали), превратился в крупнейшего производителя тех самых товаров, которыми торгуют западные магазины, в том числе и дизайнерские; местные фабрики выпускают отличные головные уборы, белье, ювелирные изделия, сумки, рюкзаки, мебель, светильники, цифровые камеры, компьютеры, мобильные телефоны и телевизоры. Не беда, если вы привезете из Китая лишнюю сумку с покупками. В следующий раз как бы не пришлось нанять грузовик!

Ночная жизнь в Китае

В прошлом жители крупных китайских городов так уставали, что укладывались спать в 8 часов. Ныне они, похоже, не спят вовсе. С каждым днем растет количество и разнообразие увеселительных заведений. Помимо кино, театров и едален (пицца и бургеры на все лады), повсеместно появились караоке, Интернет-кафе, видеотеки, ночные клубы и бары. Словом, вам помогут потратить деньги! В ночных заведениях работают «хостессы» — как китаянки, так и иностранки (особенно много девушек из России), как правило сильно накрашенные и вызывающе одетые. И куда только девался недавний пуританизм… Преодолено и еще одно табу прежних лет — когда китайцы и иностранцы сидели в разных зонах ресторана, останавливались в разных отелях, покупали в разных магазинах и платили разные цены. Об этом абсурдном обычае, пришедшем, вероятно, из бывшего Советского Союза, никто и не вспоминает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *