Диплом МВA как фактор карьерного успеха

В подавляющем большинстве случаев хорошую карьеру можно сделать, лишь овладев профессией менеджера. Путь профессионала, добивающегося больших высот за счет повышения своего мастерства и не делегирующего низкоквалифицированный труд помощникам, не столь распространен и имеет свои недостатки. Другое дело — быть универсальным управленцем, деятельность которого не зависит от отрасли экономики и характера бизнеса. Именно таким менеджером является мастер делового администрирования (МВA).

Диплом МВA как фактор карьерного успеха

MBA — это профессия «решателя» любых управленческих бизнес-задач и проблем. Работа такого менеджера не зависит от знания узкоспециальных сведений о конкретном поле деятельности, так как в его арсенал входит технология использования труда экспертов, сколь угодно грамотных в разных областях. Такой подход к овладению предметной средой своей деятельности позволяет МВA освобождать свой мозг от массы редко используемой информации и сосредотачиваться исключительно на технологиях управления и организации бизнес-процесса.

Универсальный профессионализм МВA позволяет директорам компаний использовать его в качестве менеджера проектов, бросая на самые ответственные и трудные участки делового фронта, когда за ограниченный срок необходимо решить важные задачи в связи с созданием нового объекта или реорганизацией старого, находящегося в состоянии кризиса. Мобильность МВA дает ему возможность быстрого карьерного роста за счет увеличения масштабов решаемых задач. Как правило, МВA выступает в роли высокооплачиваемого варяга, прибывающего на время на какой-либо бизнес-объект и переворачивающего там все с ног на голову, разрубая местные гордиевы узлы в духе Александра Македонского.

Обучение на МВА как бизнес-проект

Получение диплома МВА в хороших бизнес-школах стоит немалых денег. Здесь приходится учитывать не только плату за обучение, но и стоимость проживания во время учебы, если она идет по очной форме. Далеко не все готовы к столь значительным единовременным затратам. Поэтому желающие овладеть профессией МВА могут начать путь современного менеджера с организации своего первого бизнес-проекта, которым станет само обучение. В таком бизнес-проекте три стадии: организация финансирования обучения из внешних источников, собственно обучение и погашение полученных кредитов.

Первый этап бизнес-проекта на Западе давно уже не является проблемой. Многие финансовые учреждения стран развитого капитализма охотно кредитуют студентов ведущих западных бизнес-школ, убедившись за многие годы своей деятельности в целесообразности такого рода капиталовложений. Обычно это осуществляется следующим образом: выпускник бизнес-школы, как правило, сразу получает высокооплачиваемое место, позволяющее без проблем погасить полученный ранее кредит. Нередко проблему возврата кредита решают еще проще и быстрее, так как ведущие компании мира в борьбе за лучших выпускников авторитетных бизнес-школ проявляют готовность перекупать у кредитных учреждений их долги. То есть руководство компании, принимая на работу новоиспеченного МВА, возвращает кредит за него, а впоследствии эту сумму удерживает из его зарплаты в течение определенного периода.

Риск при выборе программы МВА

Рынок услуг профессионального бизнес-образования в настоящее время предлагает большое разнообразие программ обучения на МВА. Поэтому будущему профессиональному менеджеру очень важно не ошибиться в выборе. Рассмотрим по порядку несколько значимых альтернатив. Обучение с отрывом от работы или без. Особенность обучения на МВА заключается не столько в получении каких-то новых знаний (в современном мире любую необходимую информацию можно раздобыть и без обучения по заданной форме), сколько в вырабатывании в себе новых профессиональных навыков. Причем эти навыки не появляются в дополнение к уже существующим в той или иной профессии стереотипам поведения, а скорее замещают их. И эта замена одних деловых навыков на другие оказывается столь значительной, что впору говорить о кардинальном перепрограммировании психики человека. Понятно, что такие серьезные преобразования максимально эффективны при условии полного отвлечения от прежней профессиональной практики. Если же студент учится на МВА без отрыва от своей предыдущей работы, то у него получается некий переходный период, в котором появление новых навыков совмещено с продолжающейся эксплуатацией тех, которые необходимо заместить. При таком подходе старые профессиональные привычки могут проявить нежелательную живучесть, помешав рождению полноценного МВА. Поэтому для максимальной эффективности более предпочтительна очная форма обучения с полным отрывом от прежней работы.

Обучение дистанционное или в непосредственном контакте. Обучение профессии МВА значительно отличается от традиционной учебы в обычном вузе. Выше мы уже отмечали, что в бизнес-школе получают не столько знания, сколько новые навыки. Поэтому обучение не базируется классически на слушании лекций, а проходит в виде различных семинаров, деловых игр, групповых занятий, в ходе которых студенты должны находиться в непосредственном контакте как с преподавателями, так и друг с другом. Этот эффект активного взаимодействия неизбежно теряется при дистанционной форме обучения. Рассмотрим несколько важных аспектов. Во-первых, в хороших бизнес-школах у преподавателей обычно есть успешный опыт менеджерской работы, но, передавая мастерство другому человеку, далеко не всегда информацию можно облечь в форму, пригодную для использования на расстоянии. Что-то передается лишь путем непосредственной демонстрации, в невербальном виде. Во-вторых, в ходе групповых занятий происходит слияние «профессиональных капиталов» всех студентов, когда они обмениваются ценным опытом. Понятно, что и такого рода профессиональное обогащение невозможно при дистанционной форме обучения, когда каждый студент общается только со своим преподавателем, да и то заочно.

В-третьих, выработка новых поведенческих навыков требует постоянной оценки тренера и коррекции ошибок, неизбежных при первых попытках проведения того или иного делового приема. Разве можно себе представить борца или футболиста, работающего со своим тренером по переписке?! Это явная нелепица, такая же, впрочем, как и дистанционное обучение на МВА. Универсальность или специализация. В настоящее время некоторые бизнес-школы предлагают специализированные программы обучения на МВА: финансовый МВА, торговый, производственный и пр. Но представляется некоторым паллиативом, когда руководство бизнес-школы ради привлечения колеблющихся кандидатов готово идти на поводу у их заблуждений. Любой человек, подумывающий об обучении на МВА, наверняка имеет какой-то успешный опыт в своей прежней профессиональной деятельности. Он чувствует себя более-менее уверенно в уже освоенной области, а тут ему предлагают классическую программу универсального МВА, чья работа должна быть свободной от каких-либо отраслевых ограничений. Это значит, что он должен примерить на себя совершенно новую профессию и работу в незнакомых сферах бизнеса.

Многие не могут сразу решиться на такие кардинальные перемены в своей карьере — как раз им и подсовывают полумеру: «В нашей программе ты останешься в своей привычной профессии, но мы поднимем твой уровень». Но это подразумевает совершенно нерациональное ограничение профессионального поля деятельности. Финансовому МВА будет очень трудно перейти к работе на другом, более перспективном рынке, если в сфере финансов вдруг разразится какой-либо кризис, резко ухудшающий возможности карьерного роста. Универсальный МВА, прошедший качественное обучение, ни в чем не должен уступать специалисту в любой отрасли, так как любая специализация в основном заключается в более глубоком овладении предметной средой какой-либо отдельной области экономики. Как было отмечено выше, высококвалифицированный МВА должен уметь преодолевать барьер незнания новой предметной среды, пользуясь услугами соответствующих экспертов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *