Что вы знаете об образовании в Голландии?

Главный кампус университета СНN расположен в северной голландской провинции. Два других находятся в Южно-Африканской Республике и Катаре. Скорее всего, появятся еще два: один — в Таиланде, второй — в Карибском море, на острове Аруба, который, как известно, также входит в состав Нидерландов. Открывая кампусы за границей, вуз поощряет естественное желание студентов путешествовать. Более того, он настаивает на этом, очевидно, видя в таком движении несомненную пользу для учебного процесса. И поэтому заботливо подсказывает направление, аккуратно поворачивая линию в очередной географической точке: Леуварден — Порт-Альфред — Доха — Леуварден.

Свои программы (дипломные, бакалаврские и магистерские) университет бережно перенес из голландского Леувардена на берега Индийского океана и Персидского залива. Вместе с ними за границей оказалась обучающая методика, которой в данном вузе, видимо, очень дорожат. Заводя о ней разговор, там старательно подбирают прилагательные, но в конце концов отдают предпочтение только трем: «особенная», «авторская», «уникальная».

Название этой, кстати сказать, распространенной методики по-английски пишется как problem-best learning. Но между собой студенты называют ее «пи-би-эл». Сначала методику применила школа гостиничного бизнеса в Маастрихте, а другие голландские вузы, подсмотрев, стали использовать ее и у себя, хотя идея, в общем, лежит на поверхности и содержит две простые рекомендации. Первая состоит в том, что студенту следует заниматься самостоятельно — с книжкой в библиотеке. Вторая дополняет первую: необходимо, чтобы студент понимал, каким образом все изучаемые им предметы связаны между собой. Следуя указаниям, университет составил бакалаврские программы, прибавив к лекционным и семинарским занятиям урок «пи-би-эл» и учебник с таким же названием.

Этот урок начинается на первом курсе и заканчивается на втором, проходит два раза в неделю, вежливо уступая в учебном расписании место лекциям и семинарам. Сначала студенты постигают каждый предмет в отдельности (например, на факультете гостиничного менеджмента — экономику, менеджмент, статистику, сервис), затем получают задание «пи-би-эл»: описание воображаемой ситуации в несуществующем отеле или ресторане и вопрос, требующий развернутого, подробного ответа. Мы спросили студентку второго курса Светлану: трудно ли выполнить эти задания, и она ответила утвердительно, добавив: «Обычно я сижу в библиотеке по три-четыре часа. Иногда приходится заниматься по ночам. Времени всегда не хватает: днем — лекции, потом — работа в ресторане».

Иностранцы:
Практически каждый заграничный студент подрабатывает. Почти все устраиваются официантами. Причем иностранцам, которые приезжают в университет из Германии, Австрии и итальянской части Швейцарии, удается получать больше других: голландский закон не стесняет их возможностей: Действующее в королевстве ограниченное право на работу задевает интересы только тех студентов, которые имеют гражданство государств, не входящих в Европейский союз. Например, индонезийцы, китайцы, вьетнамцы, россияне в период учебы в голландском вузе могут трудиться не больше десяти часов в неделю. Впрочем, экономно расходовать свой заработок, чтобы оплачивать такое обучение, приходится всем. Программа бакалавра рассчитана на четыре года, и за каждый год университет выставляет счет на 2,2 тыс. евро — пока. Еще не известно, что может произойти через несколько лет. Например, если однажды голландское правительство отменит студенческие дотации, цена подпрыгнет сразу на 4 тыс. евро… В швейцарских частных школах гостиничного бизнеса обучение стоит 25-30 тыс. долл., но такое сравнение, очевидно, неуместно. Заставь студентов, приезжающих в Голландию, платить больше 2 тыс. евро в год, многие из них крепко задумались бы, смогут ли они закончить образование. Студенты швейцарских школ платят в 10-15 раз больше. Разумеется, они могут себе позволить такие траты, демонстрируя свою принадлежность к определенному социальному слою, более того — на суровую необходимость этому слою соответствовать.

Поэтому учащиеся в швейцарских школах обычно даже не смотрят в сторону СНN, а люди, нацеленные на Голландию, как правило, не интересуются швейцарскими программами. Так во всяком случае считают преподаватели СНN и отдел маркетинга данного вуза. Хотя они с явным удовольствием рассказывают об одной китайской студентке, которая недавно приехала в Голландию, а до этого проходила в Швейцарии курс гостиничного менеджмента. Поступила в СНЫ, на второй курс. Сейчас заканчивает программу бакалавриата.

Что вы знаете об образовании в Голландии?

Африка, Швейцария, Америка…
На последнем, четвертом, курсе начинается практика в ресторанах и отелях. Она длится почти весь год — десять месяцев, и время это реально провести за границей. Обычно университет запасается длинным списком вакансий, из которого студенты могут выбирать. Как правило, стажеры требуются в Швейцарии, Америке, Австрии, Австралии, Новой Зеландии, Катаре и Южно-Африканской Республике. Само собой, они нужны и в Голландии, но все-таки университет рекомендует уехать на время практики в другую страну. Прежде всего потому, что за рубежом быстрее удастся найти постоянную работу. Например, стажер приходит в отель, знакомится с менеджером. Тот напоминает ему о бесконечной веренице повседневных гостиничных забот и о его обязанностях (отвечать на телефонные звонки, встречать гостей, накрывать в ресторане завтрак, чистить комнаты, заправлять кровати, обслуживать гостей за обедом и ужином, относить заказы на кухню, устраивать для гостей вечеринку и пр.). Студент начинает крутиться. Сотрудники отеля некоторое время незаметно за ним наблюдают, затем выходят с предложением подписать контракт — на один год, а может быть, на два или три.

Пока идет практика, работники университета перезваниваются с представителями отелей и ресторанов, принявшими их учащихся на стажировку. Полученную информацию аккуратно заносят в отчет, чтобы потом преподаватели и рекомендательный совет вуза вместе могли его обсудить. Данные сведения подсказывают им, что следует изменить в программе, какие именно курсы необходимо редактировать. Как правило, один раз в год приходится вносить небольшие исправления и один раз в пять лет полностью, от начала до конца, их переписывать.

Фризы:
Учебный год, который в СНN начинается в конце августа, состоит из двух семестров — по 18 недель каждый. Студентов набирают в августе, а потом еще раз — в феврале. Чтобы поступить в этот вуз, само собой, нужно иметь аттестат средней школы и сертификат по английскому языку IELTS 6.0. Необходимо также подготовить небольшое эссе, примерно на 300-400 слов. Главное, чтобы в университете смогли прочитать в нем об определенных вещах, которые там считают важными для поступления. А именно:

  • чем вас привлекает карьера менеджера;
  • какие способности, на ваш взгляд, необходимы человеку, чтобы он мог стать менеджером в той области, которую вы для себя выбрали;
  • почему, вы полагаете, приемной комиссии следует принять вас в университет;
  • расскажите, почему вы решили учиться в Голландии и что вы сделали, чтобы подготовиться к заграничному обучению;
  • кто из ваших знакомых или преподавателей может дать вам рекомендацию (укажите, пожалуйста, как с этими людьми можно связаться).

Если комиссия посчитает нужным, она вызовет претендента на интервью. Он приходит в университет или ждет телефонного звонка. Предполагается, что человек, который хочет поступить в СНN, уже собрал информацию о самом вузе, Леувардене, королевстве Нидерланды — его политическом устройстве, системе образования, экономике и религии. Например, абитуриенту желательно знать, что в Леувардене кроме СНN есть еще три университета профессионального образования. Что в этом городе 90 тыс. жителей, причем 23 тыс. — студенты, голландские и иностранные. Что с этим городом связана история Фризландии и что фризский язык до сих пор существует. Что из Леувардена ходит поезд до Амстердама, Гааги и Роттердама. Наконец, что, получив степень бакалавра, можно окончить школу последипломного образования, которую университет организовал в 1994 году. Ведь тут уже открыты несколько магистерских программ. Причем все они имеют одно общее — несколько обязательных предметов. Их необходимо изучить, и только после этого можно вернуться к своей специализации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *