Будапешт — столица Венгрии

Будапешт — один из красивейших городов мира. Он расположен на обоих берегах Дуная и занимает территорию в 525,6 км. Здесь живет приблизительно одна пятая часть населения всей Венгрии (около 2,2 млн человек).

Будапешт - столица Венгрии

Будапешт состоит из трех исторических частей, фактически из трех городов: Обуды, Буды и Пешта. Все три этих города впервые упомянуты в исторических хрониках в одно и то же время — в 1148 г., однако Обуда — наиболее древний из них. Именно здесь, на склонах горы Геллерт, располагалось кельтское поселение Аквинкум, на месте которого римляне построили свой укрепленный лагерь. Богатая средневековыми памятниками Буда, «королева Дуная», занимающая холмистый западный берег Дуная, с 1242 г. являлась столицей Венгерского королевства. Раскинувшийся на плоском восточном берегу шумный Пешт, с внушительными правительственными зданиями и обилием магазинов, по площади гораздо больше Буды. Еще в XI—XIII вв. он являлся значительным торговым центром. А в 1873 г. на географических картах появился новый город — Будапешт, вобравший в себя всех трех своих предшественников. После Второй мировой войны, в 1949 г., в состав Будапешта вошли его пригороды Чепель, Уйпешт, Кишпешт, Будафок, Липотварош, Эржебетварош, Иожефварош, Ференцварош, Визиварош, Кристинаварош и ряд других. Территория образовавшегося Большого Будапешта по сравнению с довоенной увеличилась в 2,5 раза.

Столица-курорт

Современный Будапешт — один из самых удивительных городов Земли. И дело здесь не только в его многочисленных достопримечательностях: 237 памятников истории и культуры, 223 музея и галерей, 35 театров, 2 оперы, 12 концертных залов и почти 200 мест развлечений. И не только в том, что в 1987 г. исторический центр Будапешта — включая Будайский замок, руины Аквинкума и территорию Пешта от Парламента до площади Героев, где в 1896 г. был воздвигнут впечатляющий комплекс в честь тысячелетия Венгрии — был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Нельзя забывать и о том, что это — единственная в мире столица-курорт: в границах города действует около 100 термальных источников, ежедневно выдающих на поверхность 70 млн литров целебной воды. Благотворные свойства этой воды люди оценили еще много веков назад. Древней Буде, расположенной на правом берегу Дуная, — около 20,00 лет. Лесистые горы вокруг города служили хорошей защитой от врагов, а богатая строительными материалами и целебными источниками местность была очень удобна для заселения. Одно из кельтских племен, эрависки, основало в этом крае поселение Аквинкум. В I в. н.э. оно было захвачено римскими легионерами, которые на месте кельтского поселения построили город, руины которого сегодня носят название Аквинкум. Во II в. его население достигло 30 тысяч. В северной части — в Обуде — располагался гражданский город, а на юге — военный город-лагерь Кампона. На пештской стороне, у переправы, римским императором Диоклетианом была построена укрепленная застава Контр-Аквинкум.

В конце IV в. Римская империя, находившаяся в состоянии упадка, не могла противостоять набегам сменявших друг друга племен. Римляне вынуждены оставить Паннонию. В V в. Аквин¬кум был полностью уничтожен. Изучение этого древнего города особенно активно ведется в последние годы Археологические раскопки дали возможность обнаружить руины античных сооружений — храмов, амфитеатра, терм, жилых домов.

В IX в. небольшие поселения славянских племен, приходивших с севера и юга, возникли на обоих берегах реки — у переправы через Дунай, у горы Геллерт. Вскоре славян сменили венгерские кочевые племена, появившиеся на Тисо-Дунайской равнине в конце IX в. Через столетие, ко времени принятия христианства и коронации первого венгерского короля Иштвана I (1001 г.), они перешли к оседлому образу жизни. Тогда же образовалось централизованное Венгерское государство.

Главная дорога страны

На протяжении многих веков Дунай разделял Буду и Пешт. Ныне эта живописная река с замечательными мостами, набережными и островами составляет центральную ось огромного города. Протяженность Дуная в пределах Будапешта составляет 28 км, средняя ширина и глубина — соответственно 40 и 5—6 метров. В пределах столицы воды Дуная омывают несколько островов: на севере — остров Сентэндре, на юге — остров ‘Маргит, излюбленное место отдыха горожан, а на крайнем юге — остров Чепелъ. Берега Дуная соединены 9 мос¬тами. И правобережная холмистая Буда, и левобережный равнинный Пешт своими наиболее замечательными архитектурными ансамблями обращены к Дунаю. Будайская сторона города служит «зелеными легкими» венгерской столицы. Зона Будайской заповедной области охватывает горы Яношхедь, Сеченьхедь, Харшхедь, Реметьхедь и Хармаш-хатархедь. В недрах гор пролегают связанные между собою лабиринты нескольких пещерных систем. Тут находятся третья в Венгрии по протяженности (7200 м) сталактитовая пещера Палвелди и пещера горы Семлехедь, скальные формирования которои напоминают виноградные гроздья.

Обуда

Обуда — самый древний район столицы, расположенный на правом берегу Дуная. Здесь дольше других районов города сохранялись средневековые узенькие улочки, обрамленные двух-трехэтажными домиками в стиле барокко и позднего рококо.

Но сейчас и здесь все значительно изменилось. Правда, бережно охраняются ансамбль главной площади Фётер и, разумеется, остатки построек древнего Аквинкума. Огромный амфитеатр — один из крупнейших в римских провинциях, украшенные мозаикой виллы, остатки терм и руины акведука вызывают огромный интерес у туристов.

Буда

Археологические раскопки позволили выявить не только остатки античного города, но и оборонительную систему Будайской крепости, окончательно сформировавшуюся к XV—XVI вв. Будайская крепость — с планировкой неправильной формы и внутренними башнями — была построена на известняковом слое южного склона горы Геллерт, пронизанном сложной системой туннелей и пешер. Ядром Крепостного района являлась ныне уже не существующая башня Иштвана. Крепостной район был заселен за короткий отрезок времени и очень быстро стал играть ведущую роль в жизни страны. Среди немногих сохранившихся до нашего времени памятников средневековой архитектуры — остатки старинного Королевского дворца, внешние стены которого завершены в конце XV в. Дворец был отделен от жилых зданий крепостной стеной.

Королевский дворец в Будайской крепости некогда являлся одной из самых красивых королевских резиденций Европы. Ее ансамбль начал складываться в конце XII — первой половине XIII вв., в эпоху, когда средневековая архитектура Буды и Пешта достигла своего расцвета. Строительство в Будайской крепости продолжали вести при королях Жигмонде и Матьяше Корвине, который пристроил к замковой часовне большой библиотечный зал и разбил прекрасный сад. Находящаяся во дворце знаменитая коллекция рукописей могла соперничать только с библиотекой герцогов Медичи во Флоренции. Главный фасад украшали скульптуры, изображавшие членов семьи Хуньяди. Это была первая в Венгрии попытка включить скульптуру в убранство фасадов.

Сегодня в зданиях Королевского дворца расположилось несколько музеев. Наиболее известный из них — Национальная галерея. Здесь собраны произведения крупнейших венгерских художников и скульпторов XIX—XX вв. Перед корпусом галереи устроена большая терраса, откуда открывается вид на гору Геллерт. На самой ее вершине воздвигнута цитадель, построенная Габсбургами в 1850г. Полвека здесь стоял австрийский гарнизон. Сейчас в ее казематах работают ресторан, пивной бар, кафе-экспресс. Над городом, у стен цитадели, возвышается 40-метровый монумент Свободы — женская фигура с пальмовой ветвью в высоко поднятых руках, один из символов Будапешта.

У подножия горы Геллерт находится одна из знаменитых будапештских купален — «Рудаш», построенная на источнике лечебной термальной воды. А неподалеку от нее располагается гостиница «Геллерт», в комплекс которой входят водолечебница, открытый и закрытый бассейны с искусственными волнами. Они тоже используют воду термальных источников.

Одним из замечательных памятников средневековой Буды является церковь Будаварской Богоматери. Другое ее название — церковь Матьяша — напоминает о том, что в свое время над ее убранством немало потрудился венгерский король Матьяш Корвин. Южную башню церкви украшает королевский герб с черным вороном — ворон по-венгерски «корвин».

Начальные сведения о церкви Будаварской Богоматери обнаружены в документах 1247г.
Она была первой приходской церковью Буды. Нынешнее неоготическое здание храма в значительной своей части относится к новейшим временам. Однако ее план и организация пространства остались неизменными с XII—XIV вв. Первоначально церковь была построена в формах базилики. В начале XV в. ее расширили за счет пристройки боковых и поперечных нефов, придавших ей готический вид. В период турецкого владычества церковь была перестроена под мечеть. Во время осады 1686 г. здание жестоко пострадало, башня обрушилась, и впоследствии церковь была восстановлена в стиле барокко. В 1896 г. архитектор Ф. Шулек перестроил ее в духе неоготики. Во время Второй мировой войны церковь снова была разрушена, и полностью ее восстановили лишь в 1970-х гг.

Чрезвычайно интересна готическая башня церкви, покрытая резным каменным кружевом. Южный портал украшен средневековой скульптурной группой «Успение Богоматери». Внутренние стены храма оштукатурены и расписаны цветным орнаментом и фресками на библейские темы (автор росписей — Карой Лотц). В северной части устроена система небольших часовен, а в восточной части находятся саркофаги короля Белы III и его супруги Анны Шатильон, перенесенные сюда в 1860 г. из древней королевской столицы Секешфехервара. В под-земной части церкви устроен небольшой музей, где хранятся средневековые надгробные камни с резьбой, старинные чаши, церковная одежда и другие предметы культа.

По соседству с церковью Матьяша расположен Рыбацкий бастион («Халасбаштя»). Когда-то на этом месте располагался рыбный рынок и этот участок крепости находился под охраной цеха дунайских рыбаков. В 1897—1903 гг., в период реконструкции Королевского дворца, архитектор Ф. Шулек на месте древних стен Будайской крепости построил Рыбацкий бастион, выполненный в духе романтизма, тем самым создав архитектурный фон для церкви Матьяша. Бастион украшен башнями, аркадами, обзорными площадками с балюстрадами. Отсюда открывается прекрасный вид на Пешт, расстилающийся внизу широким полукругом. Северная, наиболее высокая башня возведена на месте сторожевой Сигнальной башни, построенной некогда турками. От середины Рыбацкого бастиона спускается лестница шириной  16м в форме буквы «Т», ведущая к старинной части Буды — жилому району Визиварош. У основания лестницы стоит памятник прославленному венгерскому полководцу Яношу Хуньяди  (скульптор И. Тот,  1903г.), а на южной площадке Рыбацкого бастиона установлена скульптура короля Иштвана I Святого (скульптор А. Штробл, 1906г.).

Вблизи церкви Матьяша располагается и еще одна достопримечательность — здание бывшей городской ратуши (архит. В. Черезол, 1702 г.), где ныне располагается крепостной музей. Башенка на крыше напоминает, что ранее здесь была часовня. В угловой нише стоит фигура покровительницы города Афины Паллады с гербом Буды в руках (скульптор К. Адами, 1784г.). В центре площади установлена скульптурная группа, символизи-рующая Святую Троицу. Она сооружена гражданами Буды в начале XVIII в. в ознаменование избавления от эпидемии чумы. Сохранившиеся на территории Будайской крепости жилые здания XV в. дают представление о характере городской застройки того времени. В их облике ясно присутствуют черты крепостной архитектуры. Таковы дома на улице Орсагхаз с готическими деталями, дома на улице Тарнок с выступающими на консолях вторыми этажами и росписями на фасадах. Коньки их крыш тянутся параллельно линии улицы, а возле ворот устроены ниши для сидения. Вторые этажи, выступающие вперед, держатся на консолях или на карнизах в форме арок, украшенных цветной росписью.

Венские ворота (Бечи-Капу), старинный вход в Будайскую крепость, тоже построены в XV в. Ворота выходят на площадь, где расположены круглая башня Марата-паши и лютеранская церковь в стиле барокко. Западную часть площади занимает ансамбль небольших домов в стиле барокко и позднего рококо. Посредине площади высится памятник Ференцу Казинци — просветителю и реформатору венгерского языка. Его барельеф высечен на постаменте (скульптор Я. Пастор, 1936 г.). От площади к центру крепости ведут две улицы: Танчича и Фортуна.

Извилистая улица Михая Танчича необыкновенно живописна. Она не просматривается целиком, зато на ее поворотах открываются красочные перспективы, весьма впечатляющие ракурсы средневековых зданий. В одном из таких домов (№9) в XIII—XV вв. находился королевский монетный двор. Улица выводит на старинную площадь Хесс Андраш, над которой поднимается башня доминиканской церкви Св. Миклоша.

В XVI в., во времена турецкого владычества, будайские паши Арслан и Соколи, узнав о существовании в Буде целебных источников, построили несколько зданий купален с куполами, сохранившихся и используемых по назначению в настоящее время. Купальни «Имре», «Кирай», «Рудаш», «Часор» и другие построены у горячих источников. Вблизи купален тогда же сооружен мавзолей турецкого дервиша Гюль-Бабы после его смерти (1541 г.). Около мавзолея позже возник монастырь дервишей.

На площади Фелсабадулаш возвышается барочная церковь францисканцев. В 1250 г. на этом месте была построена первая церковь, во время турецкого владычества перестроенная в мечеть. Существующее барочное здание осуществлено по проектам францисканцев в 1727—1743 гг. Перед церковью установлены каменное распятие XVII в. и фонтан Нереид. Внутреннее убранство церкви выдержано в стиле барокко, фрески выполнены крупнейшим венгерским мастером фресковой живописи XIX в. К. Лотцем.

Остров Маргит

Остров Маргит (его длина — 2,5 км, наибольшая ширина — 500 м) выглядит настоящим зеленым оазисом. Сохранившиеся здесь руины женского доминиканского монастыря (XIII в.) напоминают о дочери короля Белы IV — принцессе Маргит, которая провела в этом монастыре всю свою жизнь, начиная с 11 -летнего возраста. Ее именем и назван остров. Рядом с доминиканским монастырем расположена часовня средневекового монастыря премонстрантов. На ее башне висит самый старый из сохранившихся колоколов Венгрии, отлитый в XV в. В настоящее время остров Маргит — излюбленное место отдыха будапештцев и гостей венгерской столицы. Здесь расположены две гостиницы высшей категории, рестораны, кафе, пляж «Палатинус», а также летняя опера, в которой ежегодно проводятся театральные фестивали.

Будапештские мосты

БудапештВ Будапеште два железнодорожных и семь автомобильных мостов через Дyнaй. Они составляют неотъемлемую часть облика города, придавая ему неповторимые черты. Каждый из них является шедевром архитектуры. Самым длинным (928 м) считается мост Арпада, расположенный в северной части города. Он построен в 1950г. и соединяет Обуду и Уйпешт. Ниже по течению Дуная — мост Маргит. Он чуть меньше, но весьма своеобразен: пересекает реку не по прямой линии, а под углом. В его проектировании принимав участие Г. Эйфель, создатель знаменитой башни в Париже. Построен мост Маргит в 1873—1877 гг. инженером Эрнестом Гузном.

Старейший будапештский мост — Цепной мост им. Сечени, или «Старая дама», как называют его горожане, построен в 1839—1849 гг. Он давно стал одним из символов венгерской столицы. В свое время Цепной мост счи-тался чудом техники (автор проекта — английский инженер Уильям Терней Кларк, строил мост шотландский инженер Адам Кларк). Во время борьбы за независимость в 1849 г. австрийские солдаты пытались взорвать мост, но Кларк спас его, затопив i/^пные камеры. Устои высотой около 50 м имеют форму триумфальных арок, за-мыкающихся ключевым камнем в виде львиной головы. У въезда на мост над цепными камерами установлены фигуры лежащих львов (скульптор Янош Маршалко,1850 г.). Во время Второй мировой войны мост был взорван. После войны его восстановили в первоначальном, виде, расширив только проезжую часть. Особенно красив Цепной мост вечером, когда его изящные контуры освещаются, сотнями электрических огней.

Мост Эржебет считается самым молодым, так как его сооружение закончилось лишь в 1964 г. (автор проек-та и строитель — инженер П. Шавой). Мост Эржебет и самый широкий — его ширина 27,5 метров, Дальше следуют мосты Свободы (инж. Я. Фекетехази, 1896г.) — самый короткий, его длина 331 м — и мост Петёфи, названный в честь великого венгерского поэта. Мост Петёфи соединяет центральные улицы Буды и Пешта.

Через Дунай перекинуто еще два железнодорожных моста — Северный и Южный.

Пешт

Левобережный Пешт пережил стремительный рост в XVIII— XIX вв., когда экономический бум заставил устремиться в столицу тысячи переселенцев из всех районов страны. В центре Пешта выросли правительственные здания, банки, офисы, магазины, парки, роскошные дворцы и особняки знати, увеселительные заведения. Город застраивался по регулярному плану. Кольцевые магистрали (кёрут), опираясь на набережные Дуная, огромными дугами перекинулись от одного моста до другого. Малое магистральное кольцо (Кишкёрут) проходит вдоль линии бывшей городской стены от Цепного моста до моста Свободы, Большое кольцо (Надькёрут) — от моста Маргит до моста Петёфи, внешнее кольцо (Хунгария) — от моста Арпада до южного железнодорожного моста. Кольца пересекаются радиально расходящимися главными улицами. Район, заключенный между Большим кольцом и набережной Дуная, и является современным центром венгерской столицы. В этой части города находится большая часть государственных учреждений.

Всемирно известной достопримечательностью Пешта является величественное здание венгерского Парламента, построенное в 1884—1904 гг. по проекту архитектора Имре Штейндля. Это одно из крупнейших в мире правительственных зданий.

Свой шедевр Имре Штейндль возвел в стиле неоготики. Длина здания составляет 265 м, ширина — 118м, высота центрального купола — 96 м. Со стороны Дуная вдоль фасада протянулась открытая аркада, в обработке которой использованы неоготические и неоренессансные мотивы. Центром этого монументального сооружения является главный портал, выходящий на площадь Лайоша Кошута.

В здании Парламента имеется десять внутренних дворов, свыше 200 залов и около 500 комнат, в том числе большой купольный зал диаметром 21 м и высотой 27 м, зал для приемов и два зала для заседаний палат Парламента.

В купольном зале устраиваются торжественные заседания и приемы. Свод его поддерживает 16 групп колонн, капители которых украшены скульптурами венгерских государственных деятелей. Остальные помещения расположены симметрично по обе стороны купольного зала.

Интерьеры Парламента отделаны с преобладанием готических форм. Кулуары украшены фресками и скульптурами, залы заседаний облицованы деревом и мрамором. Многочисленные фойе украшены картинами лучших венгерских мастеров. Гобелены и живописные композиции К. Лотца, М. Мункачи, Д. Руднаи, а также 253 скульптуры усиливают художественное восприятие этого грандиозного сооружения. Динамичный, импозантный облик Парламента, его исключительно выигрышное местоположение на берегу Дуная давно сделали его одним из основных символов венгерской столицы.

Фасадом к Дунаю обращено и огромное здание пештского «Вигадо» — бывшего концертного зала для балов (архит. Ф. Фесл, 1859 — 1865гг.). Зал «Вигадо» играл большую роль в общественной и культурной жизни Будапешта. В нем, помимо балов, устраивались важные совещания, выступали крупнейшие музыканты мира. Фасад «Вигадо» украшают скульптурные изображения, символизирующие музыкальное и хореографическое искусство, статуи деятелей венгерской культуры.

В районе моста Маргит, параллельно реке, протянулась к северу одна из самых известных улиц столицы — Ваци, где расположены самые фешенебельные гостиницы и рестораны, кафе и магазины. Улица Ваци и район вокруг нее днем — центр покупок, а ночью — центр развлечений. Дом № 9 на улице Ваци (архитектор И. Хильд, 1848 г.), где до войны была гостиница, также связан с именем Ференца Листа. В его зале состоялся концерт 11-летнего музыканта, прошедший с огромным успехом.

Северный конец улицы Ваци замыкает площадь Вёрёшмарти — один из самых оживленных пунктов Белвароша. Через нее пролегает несколько транспортных маршрутов, идущих в международный аэропорт Ферихедь. Здесь же находится конечная станция старой линии метро. Подземная дорога в значительной мере содействовала дальнейшему развитию городского парка. Ныне парк Варошлигет — любимое место отдыха и развлечений жителей венгерской столицы. Здесь на искусственном озере, где плавают лебеди и утки, летом можно покататься на лодках, а зимой — на коньках. По небольшому мосту, перекинутому через озеро, посетители могут пройти к историко-архитектурному комплексу «Вайдахуньяд», построенному в 1896 г. в связи с празднованием Тысячелетия Венгрии. Он состоит из ансамбля построек, демонстрирующих стили венгерской архитектуры от романской эпохи до барокко. 1925г. по 1972г. в этих зданиях проводилась Будапештская международная ярмарка. Корона Святого Стефана и венгерские коронационные регалии. Когда 6 января 1978г. сопровождаемый усиленной охраной автобус вез по улицам Будапешта возвратившиеся из США регалии венгерской короны, многие люди вставали на колени: на родину возвращалось величайшее сокровище нации, легендарная корона Святого Стефана, Священная корона Венгрии…

Вероятно, во всем мире не найдется другой национальной реликвии, которая была бы окружена таким благоговейным почтением и играла бы подобную почти мистическую роль в судьбах страны и народа. Мало отыщется и таких, что могут сравниться с регалиями венгерской короны по древности и сохранности, и, уж точно, — по наполненной приключе-ниями истории. И всякий раз, когда корона вновь возвращалась в Венгрию, это вызывало особый эмоциональный подъем во всей стране.

На протяжении десяти столетий Священная корона была для венгров гораздо большим, чем просто королевская талия. Она символизировала собой все королевство, весь народ, венгерскую нацию. Именно поэтому ее стремились спасти и хранить даже в самых безнадежных, самых опасных ситуациях

Еще во времена короля Кальмана (1095—1116) родилась и позже получила широкое хождение теория, согласно которой, верховную власть в стране символизирует не король, а Священная Корона. Все, что есть в королевстве — земли, села, города, замки, — принадлежит не королю, а Священной короне. И если какой-либо знатный род прекращал свое существование, то его земли переходили не под власть короля, а под власть Священной Короны. Приговоры в судах объявлялись не именем короля, но именем короны.

На протяжении веков венгры видели в Священной короне не только символ власти, но и необходимое условие для обретения королевских полномочий. Считалось, что власть короля является законной только при соблюдении им трех условий: во-первых, он должен быть коронован только короной Святого Стефана; во-вторых, короновать его должен только глава венгерской церкви, архиепископ Эстергомский; в-третьих, коронация должна непременно состояться в городе Фехервар (Секешфехервар). Неисполнение претендентом на трон хотя бы одного из этих пунктов могло привести к самым серьезным последствиям.

Ради обладания Священной короной велись войны; ее похищали, выкупали, прятали, закапывали в землю. Ее история неотделима от истории страны. А началась она в далеком IX в.

«Боже, спаси нас от венгров!» Эта молитва без малого полвека звучала под сводами соборов и церквей Европы. Конные воины кочевого народа, во главе со своим вождем Арпадом пришедшего в 896 г. из предгорий Урала, подобно вихрю налетали на европейские города, замки и аббатства., сметая все на своем пути. На протяжении нескольких десятилетий они держали в страхе всю Центральную Европу. В середине X в. их дальней-шее продвижение было остановлено в битве под Аугсбургом, и венгры (мадьяры) осели на землях Паннонии и Трансильвании, время от времени совершая набеги на соседей.

Светские и духовные правители Европы мечом и крестом пытались обуздать пришельцев. В 997 г. вождем венгров стал Вайк (ок. 970/975—1038), потомок Арпада. Он принял святое крешение под именем Стефана (венг. Иштван) и в 1000 г. стал первым королем Венгрии. Римский папа Сильвестр II прислал ему в дар золотую королевскую корону, которой в будущем предстояло стать символом страны. Это был символический акт, подчеркивавший независимость страны: тем самым Папа признавал Иштвана суверенным христианским монархом.

Многие венгры до сих пор верят, что Священная Корона — это и есть та самая корона Святого Иштвана (первый венгерский король был канонизирован в 1083 г.), которую он получил из рук папы Сильвестра. Однако исследователи давно установили, что в реальности она создана не ранее конца XI в. Более того: она состоит из… двух совершенно разных корон!

Нижнюю часть короны Святого Иштвана называют Греческой короной (corona graeca), а верхнюю — Латинской (corona latina). Греческая корона имеет, несомненно, византийское происхождение. Основу ее составляет широкий золотой обруч, украшенный крупными драгоценными камнями и эмалевыми медальонами византийской работы. Сверху и снизу по краю обруца тянутся ряды жемчужин, а верхнюю его часть увенчивают девять чередующихся треугольных и полукруглых зубцов из золота и эмали. Снизу от обруча ниспадают девять золотых подвесок — по четыре слева и справа и одна сзади. Украшенные драгоценными камнями, эти подвески являются характерной деталью византийских императорских корон.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *